Поиск
5 июля 2016

10 лучших выставок июля в Москве: гид по паблик-арту, биеннале молодого искусства и не только

Этим летом в Москве можно увидеть буквально все: от современных русских художников и античных монет до парковой скульптуры, «Новых Тупых» и русского анимализма.
10 лучших выставок июля в Москве: гид по паблик-арту, биеннале молодого искусства и не только
  • Источник фото: Архивы пресс-служб

Паблик-арт в «Аптекарском огороде»

Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», 2 июля — 5 сентября

Название столичной выставки паблик-арта, организованной галереей «Триумф» — «Простые названия, избранные синонимы» («Nominibus trivialibus, synonimis selectis») — цитата из сочинения шведского ботаника Карла Линнея. Разбираться в вывесках и подписях самостоятельно кураторы выставки не советуют: лучше просто бродить в сенях ив, розовых кустов и кленов, случайно натыкаясь на объекты современного искусства. Надувная водная лилия от Саши Фроловой, разноцветные «жидкие» скульптуры Марии Агуреевой, железные кентавры и другие сказочные монстры воссоздают ощущение волшебного леса. Современное искусство тут повсюду, стоит только внимательнее всмотреться в фонтаны, мостики, оранжереи и пустыри — приятная двухчасовая размеренная прогулка вам обеспечена. Имейте ввиду — крытые оранжереи, в которых также расположены скульптуры, закрываются в девять часов вечера.

Саша Фролова. Floris Pellucidum, из серии «Hortus Futurum». 2016. Надувная скульптура. Прозрачная ПВХ-пленка, зеркальный термополиуретан.

Основной проект Московской международной биеннале молодого искусства «Глубоко внутри»

Трехгорная мануфактура, 1 июля — 10 августа

Пятый выпуск московской международной биеннале молодого искусства действительно молодой по всем параметрам: художникам и организаторам — куратору основного проекта, британцу Надиму Самману, и комиссару Екатерине Кибовской — еще нет и 35 лет. Отобранные Надимом Самманом 93 молодых художников из 36 стран сосредоточились на проблемах экологии и экономики, опасности новых технологи и социальной неустойчивости. Инсталляции, видео и живопись расположились на трех этажах обшарпанного здания Трехгорной мануфактуры и представляют собой своеобразный арт-квест: бродить по темным и светлым залам и разбитым лестницам можно бесконечно. Куратор объяснил, что сегодня человечество живет в эпоху разрывов, и современные художники вдохновляются нестабильностью: оценить «взгляд из бездны», как и другие 55 параллельных выставок биеннале по всей стране, можно до 10 августа.


«Эффект времени. Влияние русского авангарда на современную моду».

Еврейский музей и центр толерантности, 30 июня — 4 сентября

Малевич и Marni, Родченко и Prada, Лентулов и Chloe, Rodarte и Соня Делоне — о связи современной моды и русского авангарда рассказывает новая выставка в Еврейском музее и центре толерантности, светское открытие которой состоялось 28 июня. Куратор выставки Мария Насимова назвала экспозицию экспериментальной: это первый проект о связи моды и искусства, основанный исключительно на визуальном сходстве, без какого-либонаучного базиса. Подбором кожаных платьев Loewe и расшитых плащей Prada занималась сокуратор проекта, креативный директор ЦУМа Наталья Гольденберг. Некоторые из 35 визуальных параллелей и правда трудно проигнорировать: пиджак Walk of Shame и эскиз мужского костюма Сони Делоне, колористика платьев Marni и супрематический композиции Казимира Малевича, изумрудный комплект Rosie Assoulin точно сошедший с наброска Александры Экстер.

Экспозиция «Эффект времени. Влияние русского авангарда на современную моду»

«Единомышленники»: современное искусство, доступное всем

Музей современного искусства «Гараж», 7 июля — 9 сентября

Новая выставка в Гараже обязательна к просмотру по трем причинам. Во‑первых, это первый полностью инклюзивный проект музея: тактильные материалы, видео на русском жестоком языке и тифлокомментарии (адаптированные вербальные описания для слабослышащих и незрячих посетителей) делают выставку доступной абсолютно всем, соответствуя идее «музея будущего». Во‑вторых — это редкий шанс увидеть хиты современного искусства из частных собраний Москвы — работы Сесили Браун, Энтони Гормли, Маурицио Каттелана, Барбары Крюгер, Нео Рауха, Роберта Раушенберга, Джейсона Роудса, Эда Рушея, Элен Стюртевант, Джеймса Таррелла, Синди Шерман и других крайне редко покидают стены домов их владельцев. Третий уникальный опыт, доступный посетителям выставки, — возможность взглянуть на искусство глазами «единомышленников»: рабочей группы из четырех посетителей «Гаража» с разными формами инвалидности. Евгений Ляпин, Елизавета Морозова, Полина Синева и Елена Федосеева сопроводили экспонаты пронзительными эссе, которые отражают их взгляды на искусство, жизнь и нечто гораздо более значимое.

Элен Стюртевант. Этюд к «Цветам», 1964−1965

«Автоматическая душа»

Музей Москвы, 7 — 31 июля

Музей Москвы совместно с Электромузеем в Ростокино проводит выставку об искусстве, которое может создать каждый — по методу компьютерных алгоритмов. Художники-создатели машин, генерирующих тексты, музыку и визуальные образы, приглашают к сотворчеству посетителей выставки: экспериментировать с арт-генераторами, начиная от придуманной еще Моцартом «Музыкальной игры в кости» до самой последней разработки российских студентов НГТУ им. Алексеева Ostagram (похоже на нашумевшее приложение Prisma, только лучше — можно загружать произвольные арт-фильтры, а не только выбирать из имеющихся) может каждый. Результаты интерактивных арт-поисков можно выслать себе на электронную почту и не только: например, созданный в автоматизированной системе производства искусства Artomat (кстати, тоже российская разработка) объект искусства можно распечатать на 3D-принтере. Выставка будет в первую очередь интересна детям и молодежи, выросшей на графике компьютерной игры Sims.

Пример работы, которую можно создать в программе Artomat, разработанной российской группой Electroboutique (Алексей Шульгина и Аристарх Чернышев) в 2013 году

«Русский стакизм. Регистрация в Москве и Московской области»

Галерея «Сколково», 2 — 31 июля

Если про галерею-мастерскую в Сколково (Сколковское шоссе, 32), которая открылась в 1986 году, вы могли что-то слышать, то с понятием «русский стакизм» знакомы вряд ли. Это объяснимо: российской ветви художественного явления, которое было основано в Великобритании в 1999 году (от слова stuck — застрять) в противовес расцвету концептуального искусства, — чуть больше года. Молодые стакисты проповедуют старую добрую фигуративную живопись: заехать в Сколково по дороге на дачу с целью понастальгировать и одновременно увидеть что-то новое можно до конца июля. Выставка работ московских, питерских и даже американских стакистов русского происхождения проходит в России впервые.

Андрей Макаров. Новорожденный.

«Новые тупые»

МОММА Гоголевский, 10, 21 июня — 28 августа

«Да здравствуют все твари!» — оптимистично подытожили свои творческие поиски члены самобытного петербургского товарищества «Новые тупые» в 1997 году. Жизнь как перформанс, абсурдистская поэтика обэриутов, спонтанность как творческий метод: за шесть лет художники Вадим Флягин, Игорь Панин, Сергей Спирихин, Инга Нагель, Владимир Козин, Максим Райскин, Олег Хвостов и Александр Ляшко осуществили около семидесяти перформансов, от которых не осталось никакого материального следа. Восстановить творческую биографию «неуловимых» взялся (конечно, петербургский) художник и куратор Петр Белый: на ретроспективе представлены архивные документы, фотографии, видеозаписи и специально созданные «Новыми тупыми» реконструкции объектов и инсталляций.

Владимир Козин, Вадим Флягин. Евреи вернитесь в Россию. Художественно-социальный проект «Среднерусская возвышенная тупость», 1999−2002. Фото — Юрий Никифоров

Нумизматика с человеческим лицом в ГМИИ имени А.С. Пушкина

ГМИИ имени А. С. Пушкина, 6 июля — 30 сентября

«Человек есть мера всех вещей», — писал древнегреческий философ Протагор. Этот тезис можно считать негласным эпиграфом к выставке, которая знакомит зрителя с восприятием и изображением человеческого тела в миниатюрной пластике разных эпох. Экспозиция «"Наметив контуры резцом…» Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени» организована совместно с афинским музеем Бенаки и включает в себя включает в себя 223 экспоната — 197 монет и 26 предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры, керамики и торевтики (техника производства металлических рельефов).

Византийская камея с погрудным изображением Христа (XII век; предоставлено Музеем Бенаки) в оправе XVI века из золота и драгоценных камней.

«Золотой век русской анималистики»

Государственный Дарвиновский Музей, 25 июня — 15 августа

Если анимализм в живописи у вас ассоциируется только с итальянцем Пизанелло, англичанином Джорджем Стаббсом и французом Анри Руссо, пора восполнять пробелы по части отечественного искусства: 200 экспонатов выставки познакомят вас в том числе с именами русских анималистов ХХ века: Василия Ватагина, Алексея Комарова, Вадима Трофимова, Дмитрия Горлова и другими. К тому же, экспозиция дает представление о том, как менялась роль животных в искусстве сквозь века: в пещерных росписях зверь — это враг или друг, в Древнем Египте — божество и объект культа, в эпоху романтизма — символ противостоящей человеку стихии.

Ватагин В. А. Лев идущий

Арт-парк на заброшенном заводе «Серп и молот»

Арт-парк «Символ», 27 июня — 20 августа

Еще одна столичная выставка современного искусства под открытым небом, организованная галереей «Триумф» расположилась между Таганкой и Лефортово на территории бывшего завода «Серп и молот». Посмотреть на 15 уличных скульптур, включая «Житие Гомера» от Recycle Group, огромную плитку шоколада crocodilePOWER и надувной лабиринт Саши Фроловой надо успеть до конца лета: вскоре на месте заброшенного завода будет возведен жилой комплекс от компании «Донстрой», которая, впрочем, и инициировала выставку.

Фрагмент витража Recycle Group. Житие. Гомер. 2013.

Также в Москве продолжает идти большинство из одиннадцати выставок, о которых мы писали в июне: Бакст и африканское искусство в Пушкинском, «Тайны старых картин» в Третьяковке, Урс Фишер в «Гараже» и другие.