Поиск
27 сентября 2016

10 самых скандальных арт-выставок в истории

Религия, политика и секс: на волне закрытия московской выставки Джока Стерджеса вспоминаем другие резонансные прецеденты в истории экспозиционного дела.
10 самых скандальных арт-выставок в истории
  • Текст: Катя Сахарова

На прошлой неделе в Москве преждевременно прекратила свою работу выставка работ американского фотографа Джока Стерджеса «Без смущения» в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Основными фигурантами скандального закрытия стали член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Елена Мизулина, представители Общественной палаты РФ, участники движения «Офицеры России» и взбунтовавшиеся против искусства интернет-блоггеры, усмотревшие в работах американского фотографа пропаганду педофилии. Внутри арт-сообщества выставку «Без смущения» пропагандистской не считают, принимая во внимание тот факт, что Стерджес запечатлевает нудистов и запрашивает письменные разрешения на публикацию снимков у каждой из своих моделей.

Это не первый случай, когда арт-выставка в России подвергается цензуре. На волне этих событий, вспоминаем другие резонансные прецеденты в истории экспозиционного дела на родине и за рубежом. Начиная с XIX века, когда на Парижском Салоне 1865 года картина «Олимпия» Эдуарда Мане вызвала много шума, была названа «вульгарной» и «аморальной», в разные годы общественному остракизму подвергались работы «Фонтан» Марселя Дюшана и «Герника» Пабло Пикассо, которые на сегодняшний день являются признанными шедеврами искусства и находятся в собраниях крупнейших музеев мира. Главным камнем преткновения между искусством и властью в последние полвека становятся религия, политика и секс: мы публикуем интернациональный список скандальных выставок, закрытых по инициативе властей и активистов.

Джок Стерджес. Синьед. Клифден, Ирландия. 1995.

1989, Американский флаг в Art Institute of Chicago, Чикаго, США

В марте 1989 года арт-объект авторства молодого художника Скотта Dread Тайлера вызвал волну негодования по внутриполитическим соображениям. Инсталляция под названием «Как правильно показывать американский флаг?» состояла из фотомонтажа, на котором корейские студенты сжигают американский флаг, книги отзывов и самого американского флага, размещенного на полу в зале музея. Посетители и неравнодушные граждане США протестовали против размещения инсталляции в залах музея, президент Джордж Буш назвал арт-объет «позорным», а американский конгресс также осудил творчество художника под эгидой законопроекта о защите американского флага. Бюджет финансирования Чикагского Института Искусств на следующий год был феноменально сокращен.

Dread Scott. What Is the Proper Way to Display a US Flag? © Dread Scott

1988: Авдей Тер-Оганьян и православные активисты, Москва

4 декабря 1998 года на выставке Арт-Манеж в Москве художник Авдей Тер-Оганьян во время одного из своих перформансов «Юный безбожник» разрубил несколько деревянных репродукций православных икон. По словам Тер-Оганьяна, перформанс был одним из упражнений «Школы авангардизма» и буквализировал важнейший для истории искусства момент: «Как известно, искусство возникло тогда, когда перестало быть сакральным объектом. Со времен европейского Возрождения основной тенденцией в искусстве была его десакрализация». Этот акт вызвал возмущение со стороны православных активистов, которые явились в галерею Марата Гельмана, где планировалась выставка работ Тер-Оганьяна за несколько дней до вернисажа. Девять неизвестных молодых людей (как потом выяснилось, под предводительством Сергей Шаргунова), скандировали лозунги «Посадить и расстрелять!», «Ищешь смерти, Оганьян? Мы пошлём тебя в Иран», «Тер-Оганьян жить не будет», «Смерть Тер-Оганьяну» и обрызгали фиолетовой краской пять из восьми «бесовских» работ художника. Галерист Марат Гельман не подал в суд на активистов, а на художника было заведено уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды. Не дожидаясь суда, Авдей Тер-Оганьян эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии. Сейчас художник живет и работает в Праге.

2006: «Запретное искусство» в Музее и общественном центре имени Сахарова, Москва

С 7 по 31 марта 2006 года в Сахаровском центре на Земляном валу прошла выставка с говорящем названием «Запретное искусство», на которой экспонировались работы Ильи Кабакова, Михаила Рогинского и других художников. Организаторы провели выставку со всеми возможными запретами: часть экспонатов была закрыта, и на них можно было смотреть сквозь небольшие отверстия, дети до 16 лет на выставку не допускались. Однако Таганская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело на куратора проекта Андрея Ерофеева и директора музея Юрия Самодурова. Дело было возбуждено по инициативе православно-патриотического движения «Народный собор»: следователи признали, что работы с выставки «унижали достоинство граждан по признаку их отношения к религии». Наибольшее недовольство активистов вызвала работа Александра Косолапова «Икона-Икра», представлявшая собой оклад иконы, заполненный черной икрой. По словам куратора проекта Андрея Ерофеева, объект является парафразом на работу Энди Уорхола «Кока-Кола» и демонстрирует «национальный продукт в национальной упаковке». Несмотря на массивную поддержку со стороны деятелей искусства и комментарий министра культуры Р. Ф. Александаро Авдеева о том, что «Самодуров и Ерофеев не перешли красной черты закона», фигуранты дела были приговорены к уплате штрафа в размере 200 тысяч (Самодуров) и 150 тысяч рублей (Ерофеев). Вовремя оглашения приговора в коридоре суда прошла акция арт-группы «Война» «Тараканий суд» (ее участники разбросали в коридоре около трех тысяч мадагаскарских тараканов). Тем временем, во дворе суда члены консервативных организаций, выступавшие за обвинительный приговор, пели псалмы.

Александр Косолапов. Икона-икра. 2005. © The Tsukanov Art Collection

2008: «Убийство Хиллари Клинтон и Барака Обамы» в Нью-Йорке, США

Утром 4 июня 2008 года бостонский 27-летний художник Ясмани Арболеда попытался инициировать арт-выставку в пустой витрине на Манхэттене, успев только разместить на стекле буквы с названием проекта. Уже в 9.30 утра сотрудники полиции Нью-Йорка и секретной службы заклеили витрину голубой изолентой и коричневой бумагой и увезли художника на допрос. Вечером того же дня художник связался с репортерами, объявив о том, что его отпустили и в ходе допроса спрашивали, владеет ли он оружием. «Я арендую это место и имею право размещать на витрине то, что считаю нужным, — заявил художник. — Речь шла об убийстве персонажей, а не людей, в названии выставки заключена философская метафора». Полиция вечером того же дня поспешила заявить, что не закрывала выставку и не распоряжалась о ее закрытии, лишь проведя беседу с художником ввиду эпатажности названия выставки. Несмотря на то, что художнику было предложено по собственной воле закрыть выставку, веб-сайты, созданные им в рамках проекта активны до сих пор: один посвящен «убийству» Хилари Клинтон, другой — «убийству» Барака Обамы.

Выставка «Убийство Хилари Клинтон». 2008. © Yazmany Arboleda

2011: Ретроспектива Ай Вэй Вэя, Пекин, Китай

В 2011 году в пекинском Центре современного искусства Улленса (UCCA) отменили проведение первой в стране крупной ретроспективы китайского художника Ай Вэйвэя, назвав его «проблемным». Представители музея не захотели ввязываться в конфликт с властями, которые неоднократно преследовали художника за его протест коммунистической партии. В 2009 году он был избит полицией, в 2011 году была снесена его шанхайская мастерская, а 3 апреля 2011 года он был арестован в аэропорту, из которого художник собирался вылететь в Гонконг. На следующий день в китайских поисковых системах были заблокированы запросы, содержащие имя художника. Ай Вэй был освобожден из-под следствия, в ходе которого его пытались признать виновным в экономических преступлениях и даже двоеженстве, только в июне 2011 года. На протяжение тех месяцев, что художник провел под стражей без официальных обвинений, мировое художественное сообщество регулярно высказывалось в защиту Ай Вэй Вэя: от директора Тейт Николаса Сероты до скульптура Аниша Капура. 22 июня художник был освобожден «как признавший свою вину и по состоянию здоровья». Сегодня Ай Вэй Вэй является одним из самых влиятельных художников в мире.

2012: «Порнографическая» и «антиисламская» выставка художницы Шарук Амин, Салхия, Кувейт

«Это мужской мир» — так называлась выставка кувейтской 49-летней художницы Шару Амин, которая была закрыта представителями министерства торговли через три часа после ее открытия. Стало известно, что пожилой посетитель выставки в галерее AI M Gallery, гражданин Кувейта, узрел в экспозиции «антиисламское» начало и совершил звонок в министерство с просьбой разобраться с происходящим. При том, что на большинстве картин лица женщин закрыты подобием хиджабов, представители министерства нашли все 17 работ художницы «неуместными» и постановили убрать их с общественного обозрения. Главной темой творчества Амин являются татуированные образы, в выставке она косвенно касалась тем гомосексуализма и употребления алкоголя и наркотиков. После скандала художница заявила, что все неугодные властям работы были проданы ею или увезены в «безопасное место» из-за вероятности быть уничтоженными. Известно, что цены на работы художницы резко возросли после инцидента, а ее последняя сольная выставка состоялась в Лондоне в 2015 году.

Шарук Амин. Его дилемма. 2011. © Shurooq Amin

2014: «Расистская» Exhibition B в галерее Barbican, Лондон, Великобритания

Художник Бретт Бэйли для выставки Exhibition B в галерее Barbican нанял афро-американских актеров, которые должны были изображать живые скульптуры, напоминающие об историческом феномене «человеческого зоопарка», который был развит в XIX веке: закованных в цепи и кандалы людей с темной кожей показывали европейцам и американцам в качестве развлечения и аттракциона. По замыслу автора, экспозиция должна была служить печальным и болезненным напоминанием об эпохе колониализма. Несмотря на то, что до Лондона выставка была показана в 12 городах примерно 25 тысячам посетителей и имела позитивный отклик со стороны как участников проекта, так и критиков, 200 протестантов в британской столицы сочли шоу «расистским». Активисты набрали более 20 тысяч подписей против выставки и развернули бурную волну протестов и пикетов, в связи с которыми руководство галереи приняло решение закрыть экспозицию, отметив в официальном заявлении, что сожалеет о том, что британская публика не увидит этого важного проекта, поднимающего вопрос расизма в серьезном ракурсе.

2015: Закрытие павильона Исландии на 56-й Венецианской биеннале, Венеция, Италия

В мае 2015 года был со скандалом закрыт Исландский павильон в рамках 56-й Венецианской биеннале современного искусства: павильон представлял собой мечеть, выстроенную швейцарским художником Кристофом Бюхелем в отведенном ему пространстве — внутри недействующей церкви Санта-Мария делла Мизерикордия. Возведение молитвенного пространства для мусульман внутри церкви был согласовано художником с руководством биеннале, с условием, что в мечети будет находится не более 60 человек в интересах пожарной безопасности. Ввиду популярности павильона — в новую мечеть мусульмане приходили именно молиться, а не оценить объект искусства, — венецианские органы власти приняли решение закрыть ее в связи с нарушениями правил безопасности. При этом выяснилось, что католическая церковь была лишь в курсе того, что в Санта-Мария дела Мизерикордия проходит художественная выставка, без уточнений относительно наличия в проекте мечети. Исландский арт-центр, который курировал национальный павильон, отреагировал на закрытие проекта резко негативно: «Стало ясно, что Венецианская биеннале, которая более ста лет выступала в качестве события первостепенной значимости для мирового арт-сообщества, — не место для действительно свободного художественного высказывания. Художникам позволяют демонстрировать только те объекты, которые кажутся приемлемыми местным органам власти».

Интерьер исландского павильона 56-й Венецианской биеннале. © Icelandic Art Center

2015: ЛГБТ-выставка «Будь собой», Москва

В июне 2015 года в Москве была организована фотовыставка работ молодых художников Марии Гельман и Виктора Роя. На фотографиях (всего в состав выставки вошел 21 кадр) изображены портреты подростков, часть из которых не являлись на момент съемки совершеннолетними, но хотели сообщить миру о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Изначально выставку планировалось провести в галерее независимого искусства Red Square Gallery на территории Электрозавода, но туда за несколько дней до вернисажа явились сотрудники милиции и в неформальном ключе предложили арендаторам пространства не проводить выставку. Организаторы получили отказ от галереи, и попробовали другую локацию — Гоголевский бульвар. Однако спустя несколько часов после открытия выставки, фотографии были сорваны сотрудниками милиции, а также ими были задержаны независимые журналисты, которые фотографировали экспозицию, — по подозрению в «организации выставки в связи с наличием фотоаппарата в руках». Тем же вечером подозреваемые были отпущены, а скандал вокруг выставки активно обсуждался в западных СМИ.

Фотоработы с выставки «Будь собой» © Мария Гельман

2015: Феминистская выставка в галерее Jinge Art Gallery, Пекин, Китай

В ноябре 2015 года за несколько часов до запланированного открытия китайские власти закрыли выставку, посвященную жертвам домашнего насилия. Художники, пришедшие рано утром на инсталляцию своих объектов, столкнулись с заколоченными дверями галереи. Организаторы выставки назвали причиной отмены выставки «давление вышестоящих инстанций», несмотря на то, что кураторы проекта собирались подать объективный взгляд на проблемы домашнего насилия, собрав работы 64 китайских художников, ровно половина которых были женщинами, а другая половина — мужчинами. Предполагается, что гнев коммунистической партии Китая, которая активно преследует феминистское движение в стране, навлекла работа художницы Чень Гуань, которая представляет собой женский бюстгальтер, прикрепленный к коллажу из реплик банкнот с изображением Мао Цзэдуна.

Работа китайской художницы Чень Гуань, которая должна была войти в выставку © Wechat/Cangjia via Quartz