Поиск
11 ноября 2016

9 лучших выставок ноября: Рихтер, Булкагов, Шварцман

Герхард Рихтер в Еврейском музее, «Созвездие Апшерона» в Третьяковке, Михаил Булгаков в Манеже и другие хиты месяца
9 лучших выставок ноября: Рихтер, Булкагов, Шварцман
  • Источник фото: Архивы пресс-служб

Абстракция и образ

Еврейский музей и центр толерантности, 9 ноября — 5 февраля 2016

В рамках долгожданной московской выставки одного из самых дорогих и авторитетных художников современности — 84-летнего Герхарда Рихтера — представлены ключевые работы абстракциониста, созданные в 1973 — 2016 годы. Главной темой его творчества является поиск значения образа в реальности, а центром московской экспозиции стала инсталляция из четырех широкоформатных полотен «Биркенау», основанная на художественной переработке автором фотографий, сделанных сотрудником концлагеря в августе 1944 года. К беспредметной абстракции Рихтер пришел от искажения и размывания своих ранних фигуративных произведений: и выставка, на которой представлены живопись, принты и фотографии, позволяет проследить эту эволюцию. Куратором проекта выступил искусствовед и исследователь творчества художника, старший куратор отдела искусства XX века лондонской Национальной галереи, Пол Мурхаус. Это уже не первое сотрудничество Еврейского музея с Мурхаусом: в 2014 году он курировал московскую выставку работ Энди Уорхола.

13 ноября, в пятый день рождения музея, посещение выставки Герхарда Рихтера «Абстракция и образ» бесплатно.

Герхард Рихтер. Birkenau 1. 2014

Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета

ГМИИ имени А. С. Пушкина, зал 31, 11 октября 2016 — 10 января 2017

Дом, семья, благосостояние, изобилие и уют — особенно эффектно и активно эти простые ценности культивировала голландская живопись XVII века. На камерной, как интерьеры бюргерского дома, выставке в Пушкинском музее представлены работы Питера де Хоха, Габриэла Метсю, Корнелиса де Ман и еще восьми художников золотой эпохи. Часть картин привезена из Музея изящных искусств Будапешта, Музея Дордрехта и частных российских собраний. Визит в 31 зал, где проходит экспозиция, может добавить впечатлений к камерной выставке Рафаэля, на которую вы наверняка собираетесь пойти. Изучить застывшее в интерьере прошлое, предметы гордости зажиточных бюргеров и любопытные детали декора можно до 10 января 2017 года.

Габриэл Метсю. Девушка за вышиванием. Около 1661−1664

Прогулка с трубадуром

Усадьба Голицыных (Волхонка, 14, стр. 5), 28 октября 2016 — 31 марта 2017

На экране вашего телефона высвечивается незнакомый номер. Вы берете трубку. В ней отчетливо раздаются звуки классической музыки — трансляция из оперного зала Цюрихского оперного театра. Это перформанс от швейцарского художественного дуэта! Mediengruppe Bitnik под названием «Арии для всех». Это искусство. Звук стал основным инструментом 18 современных художников, работы которых представлены в новом сезонном проекте ГМИИ имени А. С. Пушкина. Известный албанский художник Анри Сала впервые представит свою инсталляцию «Unravel» в России, а композитор Петр Айду и театральный режиссер Семен Александровский специально для проекта создали аудио-путешествие в «другой музей» — Музей Ван Гога или Городской музей Стеделик в Амстердаме, Музей Родена или Центр Помпиду в Париже, Музей современного искусства Пегги Гуггенхайм или Палаццо Грасси в Венеции. Прогулки по этим музеям были записаны с использованием бинауральных микрофонов, которые создают абсолютную иллюзию присутствия. Видеоинсталляции, музыкальные лабиринты и аудиоимпровизации представят полифонический оркестр современного искусства и новых технологий на суд подготовленных и не очень зрителей.

Анри Сала. Unravel. 2013. Одноканальная видеоинсталляция, 20'45».

Булгаков. Две биографии

Новый Манеж, 28 октября 2016 — 9 января 2017

Невозможный музей Булгакова — так кураторы называют выставку к 125-летию великого писателя. В пространстве Нового Манежа в Георгиевском переулке на три месяца собрано почти все «булгаковское», что есть в музеях, архивах, библиотеках и частных коллекциях: начиная от реконструкции его третьей квартиры в снесенном доме в Нащокинском переулке и гранок «Белой гвардии» до неопубликованного телеинтервью его жены и показаний писателя на допросе. В первой части экспозиции представлены отношения Булгакова и театра: он предстает не только в роли драматурга, чьи пьесы «Дни Турбиных», «Багровый остров», «Зойкина квартира» ставились на лучших сценах страны, но и актером — в 1935 году он сыграл роль президента суда в спектакле «Пиквикский клуб» по мотивам одноименного романа Чарльза Диккенса. Вторая часть расскажет о незаурядной судьбе булгаковской прозы — от долгих лет клейма «антисоветчины» до мировой славы после публикации «Мастера и Маргариты» в 1960-х. Масштабный оммаж автору «Собачьего сердца» включает в себя 700 экспонатов и инициирован столичным Музеем Булгакова.

Вид экспозиции

The Modern Day Madonna

MSK Eastside Gallery, 10 ноября — 3 декабря

Для сольной выставки работ американского художника Джабаха Кахадо новое монолитное пространство галереи MSK Eastside Gallery в Леонтьевском переулке переделано в отдельные камеры, обитые черной тканью. В каждой из них находятся работы художника в редкой технике платиновой печати. Она активно использовалась в XIX веке, а в последние годы ее применял в своей работе скончавшийся в 2009 году культовый фотограф Ирвин Пенн. Сегодня Кахадо, который уже двенадцать лет живет в Москве, преломляет старинное искусство в современных реалиях: например, для флагманской работы ;"Черная Мадонна» изначально позировали его жена и дочь. Но мысль о потенциальной продаже семейного портрета художника смущала, и он впоследствии подобрал похожую модель для портрета, переосмысляющего искусство Византии и проторенессанса. На псевдорелигиозный контекст с неоновыми нимбами и поцарапанными лицами «святых» автора натолкнули мысли о рождении, борьбе и превосходстве реальной жизни над человеческим воображением.

.
Джабах Кахадо. Черная Мадонна.

Созвездие Апшерона

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, 15 ноября — 26 февраля

Эта выставка — первая в серии экспозиций национальных школ стран бывшего СССР, которую начала Третьяковская галерея. Об искусстве Азербайджана у вас может не быть никаких представлений, но колорит и поэтика работ местных художников не может оставить равнодушным. В экспозиции представлены работы ключевых азербайджанских художников времен расцвета национальной художественной школы в 1960—1980-е годы. Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона, которая легла в основу названия экспозиции. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон — это символ родины, древние селения и средневековые крепости, место, где прошлое срослось с настоящим. Что интересно, в выставке совершенно не отражена советская конъюнктура и социальная заостренность «сурового стиля», представлено лишь чистое искусство.

Геюр Юнусов. Бакинцы. 1989

Художественные сокровища России

Центр Искусств. Москва, до 14 ноября

Первая половина ноября — последний шанс посетить необычную выставку в двух шагах от Храма Христа Спасителя. Экспозиция «Художественные сокровища России» призвана отразить средний показатель художественного вкуса российского частного собирателя, русское искусство, собранное индивидуальными коллекционерами за последние сто лет. Поэтому рядом с портретами кисти Репина располагаются старинные русские иконы, парадные вазы-лампы династии Романовых соседствуют с полотнами Айвазовского, а в блестящих коллекционных самоварах отражаются картины Шишкина и Саврасова. В общем, проигнорировать такой эксцентричный микс никак нельзя.

Вид экспозиции «Художественные сокровища России»

Вертограды Михаила Шварцмана

ММОМА на Петровке, до 15 января 2017

В рамках юбилейной ретроспективы Михаила Шварцмана (1926 — 1997) его работы представлены в диалоге с искусством прошлого и настоящего. Так, «иератическое» (священное) искусство Шварцмана соседствует с эзотерическим докладом трактатом Роберта Фладда, знаменитыми итальянскими картинами-обманками, кинофильмами Питера Гринуэя, романтическими руинами Юбера Робера и литографиями Казимира Малевича. Название выставки «Вертограды» отсылает к древнему аналогу Райского сада: так куратор Сергей Хачатуров представляет себе загадочный и философский мир Шварцмана. Экспозиция расположена в восьми залах и занимает весь третий этаж музея, который на три месяца превратился в экскурсию по творчеству художника-метафизика.

Михаил Шварцман. Луговые бабочки. 1989

Одинокий Нарцисс

Osnova Gallery, 25 октября — 4 декабря

Единороги, родинки, аллюзии на Караваджо, слезы и медуза Горгона: визуальный ряд второй персональной выставки (первую в 2012 году организовала в МАММ Ольга Свиблова) 32-летнего художника Олега Доу на первый взгляд представляется экзотичным, но на самом деле знаком каждому. Также, как детские травмы, неврозы, комплексы, перед лицом которых все люди равны. В основу проекта «Одинокий нарцисс» легла эта общечеловеческая и персональная одновременно проблематика самокопания, особенно актуальная в эпоху бесконечного тиражирования себя через социальные сети. Во‑первых, это красиво, а во-вторых, надо поддержать на родине художника, который гораздо лучше известен за границей, где его работы активнее выставляются и продаются.

Олег Доу. Одинокий нарцисс. 2014

Также в ноябре открыты для посещения «Элегантность и роскошь ар деко» в Кремле, «Золотая карта России» в Третьяковке, ретроспектива Альбера Марке в ГМИИ и другие выставки, о которых мы писали в октябре.