Поиск
30 мая 2016

Андрей Бартенев: «Прилив чувств вызывают котики, слоны, женщины и деньги»

Самый известный российский художник-перформансист — о любви, позитивном творчестве и своем новом паблик-арте в московском торговом центре.
Андрей Бартенев: «Прилив чувств вызывают котики, слоны, женщины и деньги»
  • Интервью: Катя Сахарова
  • Фото: Иван Мудров

«У этого пользователя превышен лимит запросов на добавление в друзья. Попробуйте чуть позже», — комментирует Facebook мою попытку виртуально подружиться с художником Андреем Бартеневым. Это неудивительно: Бартенев — весь про любовь, жизнелюбие, людей, счастье. Новая выставка в МФЦ «Кунцево Плаза» с ультимативным названием «Дайте любви!» не стала исключением в его позитивнонаправленном творчестве: пять огромных черно-белых скульптур из крашеного дерева и картона располагаются в публичных зонах — большой добрый кот, слон-великан, «куча денег», крупнолицая «девушка-любовь» Люба, исполинский белый медведь. По ним бегают дети, их фотографируют взрослые, вокруг них водят хороводы-перформансы персонажи в шарообразных костюмах, которые являются визитной карточкой Бартенева. И все улыбаются. Об умении вызвать улыбку у широкого круга зрителей, своем «природном динамите», аморальности, планах на лето и, конечно, о любви художник рассказал в интервью bazaar.ru.

Андрей Бартенев на фоне своей скульптуры на 4 этаже выставки «Дайте любви!»

Андрей, давайте поговорим о названии выставки. «Дайте любви!» — это не просьба даже, а приказ или требование, императив какой-то.

Люди приходят в торговые центры либо для того, чтобы что-то купить, либо с целью получить определенную программу развлечений. Ты приходишь, и это место создано для того, чтобы выполнить все, что ты хочешь. Поэтому я сопоставил эти два слова в повелительном ключе. Мои скульптуры как раз отвечают на этот запрос: вот мы здесь, мы для тебя и мы даем тебе то, что ты хочешь. Хочешь любовь к деньгам? Пожалуйста, любовь к деньгам. Любовь к котам? Вот она, любовь к котам. Хочешь любовь к женщине — вот тебе, пожалуйста, девичий портрет. Хочешь благополучия — вот тебе любовь к благополучию, получи.

Раз уж мы заговорили о торговых центрах. Это неожиданная площадка для такого художника, как вы. В чем ее преимущества?

Здесь другая аудитория. Когда я сюда пришел впервые после получения приглашения, на верхнем этаже увидел несколько подростков — они тусуются здесь с девчонками, едят дешевую еду, смотрят в свои гаджеты и больше ничего не делают. Я подумал: «Боже мой, что же такой публике может быть интересно?». И вчера, когда я красил портрет Любы, группа подростков ко мне подошла и кто-то из них протянул: «Красиво…» Ну вообще, какой комплимент! Я ориентировался именно на таких зрителей, на восторг не рассчитывал: это не та публика. Но понимал, что надо построить такие обьекты, которые, возможно, немного изменят подсознание этих людей, их поступки.

А сколько длилась работа над выставкой?

Полтора — два месяца. Само производство было запущено в начале мая. Эту выставку команда архитектора Кирилла Баира строила, они много работали с фестивалем «Архстояние» и его организатором Юлией Бычковой, которая курирует и эту мою выставку. А до этого были переговоры, это же самая сложная часть в современном мире. Лучше бы производство столько времени занимало, сколько переговоры.

У вас очень позитивное творчество. Это состояние души или некое послание аудитории?

Раньше это было состояние души, а сейчас, скорее, вынужденная практика. Когда я начинал, в 1990-х годах, в России оптимистичных и позитивных художников было море. Я не был исключением, скорее, одним из тысячи. Большое количество счастливых людей вокруг научили меня различным проявлениям этого счастья. А с 2000-х это количество поуменьшилось, и я понял, что обязан транслировать ту щедрую на счастье эпоху 1990-х для новых поколений молодых художников, сохранить эту традицию. Это превратилось в вынужденную меру, но я стараюсь ей служить искренне.

Вы говорите, что все ваше творчество посвящено либо любви, либо страданию от ее отсутствия. А какие еще аспекты, подтемы вы поднимаете в своих работах?

Вы знаете, мы можем поднимать различные темы. Но базовой является одна. Ты либо творишь в состоянии любви, либо ты в своем творчестве отображаешь тот период, когда этой любви нет. И показываешь, как мучаешься, когда она отсутствует. Вот и все.

А эта любовь какого плана? Романтическая?

Она может быть человеческая — от родных людей к тебе, от тебя к родным людям. От тебя к животным, и от природы к тебе. Она может быть совершенно разной. Человек появился на планете, чтобы испытать самое главное чувство — любовь, и ее бесконечное количество версий.

Люди, которые с интересом следят за вашей творческой биографией, наверное, годами задаются вопросом — есть ли какой-то образ, который вы еще на себя не примерили?

О, это интрига, которую я очень люблю. Потому что самое сложное —это удивить даже не своего зрителя, а самого себя. Во мне есть такой природный динамит, я не люблю повторяться, у меня потребность постоянно видеть неожиданную грань своей творческой практики. Это постоянное изменение создает ощущение свежести и молодости, энергии, а это самое ценное. Сегодня ночью в процессе подготовки выставки 12 человек поднимали деревянную голову слона, она очень тяжелая. Я смотрю и думаю: «Это же сюжет с полотна эпохи Возрождения: голову Голиафа приносят в жертву какие-то карлики». И это было так страшно, даже смотреть не хотел… Но потом решил следить за этой баталией, и вот ощущение, что тот или иной момент жизни — часть спектакля, оно потрясающее.

Андрей Бартенев на фоне работы «Люба» на 3 этаже выставки «Дайте любви!»

Идеи, которые вы транслируете, они в хорошем смысле очень просты: любовь, добро, красота, счастье. Но при этом со стороны кажется, что вы зачастую выбираете для этого сложную форму. Зачем? Как вы это чувствуете — что знак мира, пацифики, к примеру, надо смастерить из черно-белых шаров и водрузить на себя, самому стать этим знаком? У вас есть название, характеристика для своего творческого метода?

Это все интуиция. Я вам расскажу историю, которая вчера произошла. Тут есть кафе, и у них стоит банка с карандашами. Я пришел туда пообедать, и вижу эти карандаши. А я же помешан на карандашах, потому что все время рисую в блокнотах. И я не знаю, их там бесплатно дают или в подарок, но я просто взял один — длинный, черный. Меня начала мучить совесть: «Что же я такое сделал?» Прошло какое-то время, и так получилось, что к портрету Любы я приступил ночью — где же мне в два часа ночи взять для этого инструмент? Тут я вспоминаю про украденный днем карандаш, и тут он мне очень пригодился. Это и называется интуиция, она тебя заставляет иногда сделать поступок необъяснимый и аморальный. Но она знает будущее.

У вас очень возвышенный, потусторонний, космический образ. Не хочется его очеловечивать совершенно, вас трудно представить в быту. Но есть вопрос, который сейчас особенно актуален: какие у вас, Андрей, планы на лето?

Я очень занят этим летом. Сегодня ночью уезжаю в город Выкса, там идет «Арт-овраг», мы делаем парад котов. Потом «Ночь пожирателей рекламы» 4 июня, будем высаживать дерево. Потом лечу в Норвегию на выпускной экзамен моих студентов Норвежской театральной академии. Возвращаюсь и сразу уезжаю в Воронеж на Платоновский фестиваль, потом двухдневный фестиваль кибер-культуры Milkshake в Амстердаме. Потом делаю несколько частных проектов, после чего сразу же улетаю на весь август в Норвегию, преподавать очередной семестр в академии.

Это действительно большие планы. А что для вас отдых?

Это когда я у моря. Надеюсь, этим летом мне удастся поехать в Испанию, там прекрасные пляжи, которые мне напоминают Юрмалу. И я проведу несколько часов или дней там. Я очень люблю море. Приезжаю к морю, и у меня всегда такое чувство возникает, будто оно хочет мне что-то сказать. Я стараюсь это услышать и как-то отреагировать. Я всегда на пляж хожу с мусорными пакетами и перчатками для того, чтобы собирать мусор. Я вижу, что морю совершенно не нравится, когда его пляжи грязные. Наслаждаюсь шумом волн, песком — он то мокрый, то сухой, то плотный, то жидкий. Вот как я этому могу помочь? Я отношусь к морю как огромному лицу и стараюсь это лицо сделать лучше. Конечно, один я не смогу все это убрать, но это не уменьшает моего энтузиазма. Вот, хоть чем-то могу помочь этой красоте.

Выставка Андрея Бартенева «Дайте любви!» идет с 28 мая по 28 июля в многофункциональном центре «Кунцево Плаза» (Ярцевская улица, 19). Вход свободный.