Поиск
24 августа 2016

«Азбука музея»: экскурсия-спойлер по юбилейной выставке в Музее Москвы

Две тысячи экспонатов расскажут историю города — от археологии до моды.
«Азбука музея»: экскурсия-спойлер по юбилейной выставке в Музее Москвы
  • Источник фото: Архивы Музея Москвы

5 августа в Музее Москвы открылась масштабная выставка «Азбука музея», проливающая свет на его многочисленные фонды, насчитывающие более одного миллиона экспонатов, среди которых живопись, графика, фото, макеты, карты и планы, документы, фильмы, книги и альбомы, афиши, предметы быта, памятники городской среды, повседневной культуры. Большая часть отобранных для выставки вещей — от старинных монет до советских автомобилей — демонстрируется широкой публике впервые. «Коллекция Музея Москвы представляет собой энциклопедию социального, культурного, архитектурного и управленческого устройства города с древности до наших дней, — рассказывает о формате экспозиции директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. — Она неповторима и многослойна. С чего можно начать рассказ о таком сложном, разноплановом, динамичном городе, как Москва? Конечно же с прописных, азбучных истин, с азов того, как устроена столица. Поэтому была найдена форма не хронологическая, а художественная; с помощью 33 слов — от «археологии» до «Эйнема» — мы покажем Москву и музей, ей посвященный». Выставка продлится до 13 ноября, а Bazaar.ru публикует эксклюзивную кураторскую экскурсию по избранным разделам.

А — Археология

Самая главная буква, «аз» музея и города. Музей Москвы гордится своей археологической коллекцией, и потому у этой буквы к нашем лексиконе особые привилегии: вся история и география города — от дьяковской культуры до XX века, от Кремля и Зарядья до окраинных деревень. Это анонс археологических коллекций музея во всем разнообразии предметов, связанных с бытом и образом жизни древних жителей Московского края, — от охоты до ведения войн, от кухни до торговли, моды и строительства.

Гребень. XVII—XVIII вв., медный сплав.

Медный гребень, небольшой по размеру, с ажурной спинкой, выполненной в виде стилизованных изогнутых конских голов, которые смотрят в противоположные стороны. Также на спинке есть колечко, которое позволяло хозяйке подвешивать этот гребень на цепочку и носить его, к примеру, на поясе. В целом, этот мотив использования лошадиных голов в декоративном искусстве очень широко распространен, это и вышивка на одежде, на полотенцах, на головных уборах, и коньки домов, и коньки на наличниках.

Серьга. XVI — XVIII вв., медный сплав, камень.

Средневековые серьги, датированные XVI — XVIII вв. Изготовлены из медного сплава с полудрагоценными камнями. Это было рядовое украшение, которое могла носить в эту эпоху практически любая горожанка. Для того, чтобы купить себе подобные сережки, женщине не нужно было иметь достаточно много денег. Это довольно обычное повседневное украшение.

Б — Бонистика

История бумажных денег в России начинается с периода правления Екатерины II, когда по указу императрицы в 1769 году был осуществлен первый выпуск денежных знаков — ассигнаций, которые обеспечивались разменной, в основном медной монетой.

Первые ассигнации выпускались с достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. В 1786 году в обращение вошли 5- и 10-рублевые ассигнации с характерным для каждого из номиналов цветом. Ассигнация в 5 рублей была синего цвета, а в 10 рублей — красного. В связи с этим возникли и прошли сквозь века бытовые названия этих двух купюр — «красненькие» и «синенькие», хорошо известные по произведениям Николая Васильевича Гоголя, «синюги».


Государственный кредитный билет 5 рублей. 1909 г. Санкт-Петербург, Экспедиция заготовления государственных бумаг. Бумага, краска, печать. Выпуск осуществлялся с 1909 по 1917 г. и даже при Советской власти. Выпуск данной купюры произведен не ранее 1912 г.

Реформированная в 1895—1898 годах денежная система Российской империи, благодаря экономическому росту и иностранным займам, просуществовала до 1914 года. Первая Мировая война, а затем революция и гражданская война до основания разрушили финансовое хозяйство страны. Из обращения полностью исчезли монеты, а денежный рынок захлестнули волны всевозможных бумажных денег. До 1924 года одновременно обращались царские купюры («романовские»), «думки» Временного правительства, анекдотически знаменитые «керенки», советские расчетные и денежные знаки.

Разменные марки 2 копейки. Блок из четырех марок. 1915−1917 гг. Петроград, Экспедиция заготовления государственных бумаг. Бумага, краска, печать.

В 1922—1924 годах в СССР была проведена денежная реформа, фактически спасшая страну от финансовой катастрофы. В обращение вернулась серебряная и медная монета, чеканившаяся по старым, еще царским стандартам, но уже с новой, советской символикой. Бумажный рубль вновь обрел обеспечение драгоценными металлами. Советские деньги времен НЭПа высоко котировались и за границей.

В — Васнецов

С конца XIX века А. М. Васнецов, будучи уже сложившимся пейзажистом, обратился к изучению истории и археологии древней Москвы. Исторический пейзаж древней русской столицы становится основной и главной линией его творчества. Член Московского Археологического общества, председатель Комиссии по изучению старой Москвы Васнецов, прежде чем создать то или иное произведение, посвященное «седой древности московской», разносторонне прорабатывал тему, опираясь на научные данные своего времени. Художник тщательно изучал иконографию Москвы, анализировал древние планы, проводил топонимические изыскания, проявлял интерес к древней гидрографии, геоморфологии, черпал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографических материалов, изучал труды историков, прислушивался к личным советам И. Е. Забелина, его наставника в изучении истории города. Художник принимал личное участие в археологических раскопках, проводимых в Москве в местах нового строительства или ремонтных работ.

Васнецов А. М. Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926 г. Бумага, акварель, уголь

К каждому произведению он создавал не только эскиз, но и график-план, объяснительный текст. Для создания исторических картин художник применял смешанную технику, сочетающую рисование углём, акварелью и итальянским карандашом, что позволяло четко воспроизвести каждую архитектурную деталь, каждую фигуру. В начале двадцатых годов художник создал ряд произведений на сюжеты из истории древней Москвы. Они были заказаны Московским коммунальным музеем (ныне Музей Москвы).

Объяснительный чертеж к произведению «Воскресенский мост через реку Неглинную в XVIII веке». 1927 г. Бумага на картоне, тушь.

З — Заводы

«Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры» (с 1874 года) выросло из старейшей московской ситценабивной фабрики, основанной в 1799 году купцом Василием Прохоровыми мастером красильного дела Федором Резановым. Выпускаемые на ней изделия, ткани и платки, высоко ценились современниками.

Секрет качества прохоровских ситцев состоял не только в передовом для своего времени техническом оснащении фабрики, но и в неустанной заботе хозяев о благосостоянии и развитии рабочих. При фабрике были больница, ремесленное училище (первое в России), школа и даже театр. После событий 1917 года большинство фабрик и заводов Москвы были национализированы и «по просьбам трудящихся» получили новые, «красные» имена. Так Прохоровская мануфактура с 1936 года стала называться «Трёхгорной мануфактурой им. Ф Э. Дзержинского».

Образцы ткани Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры. Россия, кон. XIX — нач. XX вв. Х/б ткань, печать.

Й — Йод

В начале XX века ассортимент московских аптек был очень разнообразен. В них продавались не только лекарственные препараты, предметы гигиены и ухода за больными, косметическая и парфюмерная продукция, но и технико-химические препараты для чистки домашней утвари и стирки белья, средства для борьбы с насекомыми, для содержания сада и домашнего скота.

В конце XIX — начале XX веков Москва располагала разветвленной аптечной сетью. В то время в столицах на каждую аптеку приходилось не менее 12 000 жителей, а норма обслуживания одной аптеки составляла 30 000 рецептов в год. В фондах Музея Москвы хранятся всевозможные аптечные упаковки, фирменные стеклянные флаконы, сигнатуры на лекарства, выписанные по рецептам московских врачей.

Стеклянные флаконы для лекарственных препаратов. к. XIX — н. XX вв.

Красочные ярлычки (сигнатуры) содержали не только важную для пациента информацию, но и рекламировали аптечное заведение. На сигнатурах, которые приклеивались или привязывались к упаковкам, указывался состав лекарства, обозначалось время его приготовления, фамилия врача, выписавшего рецепт, аптекаря и пациента, а также цена изготовленного препарата. Часто встречаются на сигнатурах и изображения зданий московских аптек, к сожалению, многие из них не сохранились.

Сигнатура московской аптеки. 1909.

П — Планы и карты

Генеральный план столицы, получивший название «Новая Москва» был разработан в 1918—1924 годах в архитектурной мастерской Моссовета, под руководством А. Щусева и И. Жолтовского. Идея планировки основывалась на исторически сложившейся радиально-кольцевой системе улиц и сохранении большого числа памятников старины. В местах пересечения радиальных и кольцевых магистралей намечалось создание площадей и транспортных развязок.

Центром Москвы оставался Кремль. Он трактовался как музей русской национальной культуры, открытой для народа. Помимо существующих колец (Бульварного, Садового и проходящего по линии Камер-Коллежского вала) предполагалось создать новое кольцо, застроенное по принципу «города-сада». Промышленная зона отводилась в юго-восточную часть города. Бережное отношение авторов к исторической застройке города было главным достоинством проекта.

План «Новой Москвы» под редакцией А. Щусева. Москва, 1923 г. Бумага, печать.

Щ — Щёголь

Московский щёголь не равен петербургскому денди — даже язык закрепил это различие. Москвичи всегда имели свой стиль, характер, образ, даже следуя парижским образцам. Коллекция московского городского костюма конца XIX-начала XX в Музее Москвы — наиболее полная и обширная из существующих в музеях и частных коллекциях. На этот раз мы представляем предметы одежды только известных торговых и модных домов рубежа веков. Это позволяет рассказать о наиболее значимых «модных» адресах Москвы, о топографии моды в городе.

Слева: Накидка торгового Дома Maison de Luxe в Москве на Петровке. Выполнена из шелкового репса темно-фиолетового цвета, отделка шелковым шнуром в стиле «модерн». 1910 г. Шёлк, атлас, шёлковый шнур. Справа: Элегантная ротонда из бежевого сукна. Конец XIX — начало XX вв. Сукно, канаус, вышивка шёлковой нитью.

Накидка (тальма) из сукна бежевого цвета, декорирована стилизованным растительным просечным узором на сукне. 1900-е гг. Сукно, канаус, просечной узор. Накидка (ротонда) из тонкого сукна с просечным узором. Драп, газ, канаус. 1900 гг. Такой вид отделки был присущ моде XIX — XX вв. Элегантность силуэта и богатство отделки накидки свидетельствует о том, что она могла служить дополнением к нарядному женскому платью. Именно поэтому данную тальму можно называть также и «сорти-де-баль».

Самым крупным торговым заведением, по праву получившим название универсального магазина, был «Мюр и Мерелиз». Фирма была основана в 1843 году шотландцем Арчибальдом Мерелизом. Своё название магазин получил в 1857 году после присоединения к делу Эндрю Мюра. В 1890-х фирма окончательно обосновалась в Москве.

Э — Эйнем

Основанная в 1867 году кондитерская фабрика «Эйнем», переименованная после революции в «Красный Октябрь» — одна из самых ярких торговых марок Москвы, флагман кондитерской промышленности на протяжении полутора веков. Владельцы фабрики особое внимание уделяли дизайну продукции и проявляли большую изобретательность в рекламе своей фирмы.

Упаковочная коробка. Нач. XX в. Картон, бумага, печать.

Я

Я — это житель Москвы, составляющий неотъемлемую часть коллективного портрета города. Собрание Музея Москвы постоянно пополняется личными вещами и целыми коллекциями предметов и документов горожан. Так постепенно личная история, сотканная из мелочей повседневности, становится музейным объектом, экспонатом. В коллекции музея представлены свидетельства, документальные портреты известных и неизвестных москвичей вне зависимости от статуса и биографии. Для Музея Москвы, видящего историю города сквозь призму частных судеб самых разных людей, этот завершающий раздел очень важен; он обращён напрямую к посетителю — приглашает присоединиться к экспозиции, заглянув в зеркало и дополнив ее собственными мемориальными предметами.

Визитные карточки известных москвичей из архива врача-стоматолога, художника-карикатуриста и общественного деятеля М. М. Чемоданова (1856−1908). 1) Васнецов Виктор Михайлович (1848 — 1920) — российский живописец, архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.; 2) Бахрушин Алексей Александрович (1865 — 1929) — московский купец, меценат, коллекционер, создатель частного литературно-театрального музея.