Поиск
1 октября 2015

Что посмотреть на NET?

На этой неделе свою программу опубликовал один из важнейших театральных фестивалей осени — NET (Новый Европейский Театр). Рассказываем о пяти постановках, которые пройдут на столичных площадках с 15 по 29 ноября, снабжая их пометкой must-see.
Что посмотреть на NET?
  • Текст: Дарья Панчук
  • Фото: Andreas Pohlmann/Residenztheater, Mara Bratos

«Земля»

Открыть новый выпуск NET в этом году поручено Театру Наций: 15 ноября здесь покажут спектакль «Земля» (Land), возглавляющий фестивальную программу. Он родился в результате первого сотрудничества двух заметных европейских коллективов: бельгийской танцевальной труппы Peeping Tom, лауреатов премии Лоуренса Оливье, и драматической «Резиденцтеатр» из Германии. Их спектакль построен по типу рамки: мир внутри другого мира, картина внутри другой картины… Герои находятся, казалось бы, в привычном пространстве, но масштаб его ощущается совсем по‑другому. С этого и начинается игра «Земли» с восприятием зрителя. Переплетаясь между собой, личные истории героев, избавленные от границ, которые отделяют реальность от вымысла, превращаются в жестокую сказку о бессознательном.

Коллектив Peeping Tom появился в 2000 году стараниями бывших артистов труппы Алана Плателя — Габриэлы Карризо и Франка Шартье. Стиль их спектаклей сочетает в себе драматическое мастерство, вокал и танец. В последнем бельгийская труппа особенно преуспела: в хореографии она прочно обосновалась в своей нише, получившей название «Танец тела».


Сцена из спектакля «Земля»

«Много шума из ничего»

18, 19, 20, 21 и 22 ноября в Боярских палатах СТД РФ пройдет спектакль «Много шума из ничего». Его название символично: эта постановка есть протест против громоздких и дорогостоящих театральных декораций, ценность которых весьма спорна. Режиссер (и единственный исполнитель) ограничивает средства, но только не свою фантазию, как можно было бы подумать. Давид Эспиноза воплощает замысел в масштабах стола, разыгрывает впечатляющие сцены силами своих же рук, используя в качестве актеров всевозможные игрушечные фигурки, а техническое оснащение спектакля сокращая до ноутбука, магнитофона и подручных средств. Текст для постановки создавался по тому же принципу: выступая против словесного пафоса, Эспиноза соединяет десяток шекспировских пьес в одну — «наиболее произвольную, бесполезную, пустую и искусственную». Кстати, «Много шума из ничего» — эффектное продолжение «Моего большого спектакля», показанного на фестивале NET два года назад.

«Гамлет»

18 и 19 ноября в Центре имени Вс. Мейерхольда покажут «Гамлета» хорватского режиссера Оливера Фрлича. Это будут первые гастроли молодежного хорватского театра Загреба в России. «Вечная» пьеса Шекспира в прочтении Фрлича сведена к рассуждениям о реальности, в которой мы живем: она нас завораживает, однако мы постоянно сетуем именно на ее безумие. Всем знакомые повороты сюжета трагедии обещают преподнести в новом ракурсе. Что в наше время, богатое внушительным количеством авторских постановок «Гамлета», требует от режиссера большого мужества.


Сцена из спектакля «Гамлет»

Manger

27 и 28 ноября в Центре дизайна Artplay Борис Шармац вместе с Национальным хореографическим центром Ренна и Бретани предложит вам пищу для размышлений — постановку Manger. Режиссер отталкивался от противоречащего, на первый взгляд, самой идее танца процесса потребления еды. Вместе с артистами Шармац развивает историю их взаимосвязи, исследуя ее в неожиданных ракурсах, приходя к парадоксальным, даже пугающим выводам. «Тело открывается для еды, которую оно в себе заключает. Сущность засунута в глотку. Вы не хотите умереть с начинкой. Вы глотаете сообщение, не прочитав его. Вы глотаете реальность. Вы перевариваете конфликты. Они едят в самом широком смысле. Реальность пожирает», — интригуют зрителей организаторы фестиваля.

«Splendor of colours / Интерференции»

28 ноября на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда состоится премьера музыкально-мультимедийного проекта «Splendor of colours / Интерференции». В нем персонажи есть медиумы искусства: музыкальный звук, голос, перформанс, сценическое пространство, видеоряд, а сюжет — их взаимодействие. Спектакль похож на конструктор: каждая его часть создается заново путем добавления или исключения какой-либо детали. Неизменна только музыка, которая связывает все элементы постановки воедино, каждый раз по‑новому с ними взаимодействуя. Таким образом композиторы проекта — Оскар Бианки, Надир Вассена, Матиас Штайнауэр — рассказывают о возможности (или невозможности) синтеза искусств в эпоху их тотального сближения.