Поиск
8 июля 2016

«Единомышленники»: в «Гараже» открылась выставка современного искусства, доступная всем

Хиты Роберта Раушенберга, Сесили Браун, Энтони Гормли и Синди Шерман в восприятии единомышленников с разными формами инвалидности
«Единомышленники»: в «Гараже» открылась выставка современного искусства, доступная всем
  • Текст: Катя Сахарова
  • Фото: Юрий Пальмин

7 июля в музее современного искусства «Гараж» открылся самый масштабный инклюзивный проект Москвы — выставка «Единомышленники». В экспозиции представлены работы знаковых художников конца XX века, которые крайне редко покидают стены частных московских собраний: Сесили Браун, Энтони Гормли, Маурицио Каттелана, Барбары Крюгер, Джона Миллера, Мелвина Моти, Роба Пруитта, Нео Рауха, Роберта Раушенберга, Джейсона Роудса, Эда Рушея, Дженни Савиль, Элен Стюртевант, Джеймса Таррелла, Розмари Трокель и Синди Шерман. Кураторами проекта выступили сотрудники Гаража куратор Анастасия Митюшина и координатор инклюзивных проектов Музея «Гараж» Мария Сарычева. «Мы не приводим точки зрения к общему знаменателю, — объясняет Мария. — Единомышленниками мы становимся в процессе создания одного общего проекта. Мы объединяем людей через этот процесс, предоставляя слово каждому из участников. И мы сразу договорились о том, что этот проект не должен быть образовательной программой. Мы взаимодействуем с нашими «единомышленниками», не поучая, а вовлекая их в коммуникацию».

Тезисы «искусство объединяет» и «искусство должно быть доступно всем» буквально преломлены на практике в пространстве экспозиции: искусство можно увидеть, услышать и почувствовать на ощупь. Все экспонаты сопровождаются интерактивными модулями с тактильными материалами, экранами с видео на русском жестоком языке и тифлокомментариями (адаптированные тексты экскурсий, которые используются сотрудниками Музея для для слабовидящих и незрячих посетителей). Учитывая, что выставка апеллирует практически ко всем формам восприятия, в ней предусмотрена комната сенсорной разгрузки, в которой можно отдохнуть от всех внешних воздействий. Особый интерес представляют собой комментарии к объектам искусства от «единомышленников» — команды из четырех посетителей «Гаража» с различными формами инвалидности, которые принимали участие в финальном отборе экспонатов и влияли на формирование инструментов, расширяющих привычный спектр зрительского опыта. Пронзительные эссе Евгения Ляпина, Елизаветы Морозовой, Полины Синевой и Елены Федосеевой отражают их взгляды на искусство, жизнь и нечто гораздо более значимое.

Дженни Савиль, «Заклейменная»


Интерактивный модуль к работе Барбары Крюгер «Без названия (Я принял вас за другого человека)», 2008.

Bazaar.ru приводит одно из эссе проекта, комментарий Евгения Ляпина, и его автобиографию.

Евгений Ляпин родился в Москве в 1995 году, начал говорить и петь одновременно. Был любвеобильным ребенком, в пять лет разговаривал с Богом, провел детство в конкурсах и фестивалях, много пропускал школу и снялся в документальном фильме Тофика Шахвердиева «О любви». Объездил пол-России со Всемирным детским хором ЮНЕСКО, выиграл детский чемпионат Москвы по танцам на колясках и сфотографировался на руках Дмитрия Хворостовского. Евгений выступал с докладом в Совете Федерации и смотрел «Чайку» Юрия Бутусова восемь раз. Работал ведущим на телеканале «Инва Медиа ТВ». Лауреат премии Президента Р. Ф. для поддержки талантливой молодежи и победитель телепроекта «Президент-2042» на канале «Дождь». Спорил с Еленой Мизулиной о сексе, поступил в Школу-студию МХАТ, купил в Крiму футболку с Путиным и влюблен в Лизу Ларину.

Сесили Браун, «Внезапно прошлым летом», 1999 (в экспозиции выставки «Единомышленники» в музее «Гараж»).

Комментарий Евгения Ляпина к картине Сесили Браун «Внезапно прошлым летом»:

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Забудьте, что вы на выставке. Окиньте взглядом свою жизнь. Вспомните свой первый поцелуй. Представьте звездное небо. Подумайте о своих друзьях. Ощутите вкус текилы на языке. Вернитесь в самую сумасшедшую ночь. Поаплодируйте своим ошибкам. Прислушайтесь к музыке того времени. Усмехнитесь над своими планами. Простите свою агрессию. Откройте глаза. Они вам больше не помешают.

Вспомните Тот взгляд, Того человека. Особенного Человека. Его запах. Его речь. Его прикосновения. Его Суть.

А теперь посмотрите на картину. Ведь это он.

На картине Тот Самый Человек, живущий глубоко в вашей памяти. Он так же молод и прекрасен, как в день вашей встречи. Вы могли уже совсем забыть его, слишком много свежих эмоций и впечатлений старательно закамуфлировали память о Нем.

Но вы никогда не забудете Его взгляда. Где бы вы ни были, он всегда будет преследовать вас. Его глаза будут ловить вас в толпе. Он заметит вас с телеэкрана. Вы обернетесь, стоит лишь Этому взгляду мелькнуть в глазах совсем другого человека, оставив весь ваш материализм в недоумении.

Но приглядитесь. Он не один. Тысячи глаз взирают на вас каждую секунду. И это тоже Его взгляд. Сесили Браун поняла это первой. Во всяком случае она первой об этом вам рассказала и рассказывает прямо сейчас.

Если вы религиозны, вы увидите Бога; если вы эстет, то с картины на вас взирает неприкрытое либидо и Взгляд, с Которым Был Первый Раз; если у вас воображение художника, вы увидите то, что живет в глубине вашего подсознания; если вы психиатр, то, наверное, сможете поставить автору неутешительный диагноз; если вам близки традиции соцреализма, то вы не увидите ничего.

В этой работе Сесилия Браун поднимает важную и актуальную тему, в которой зритель, несомненно, прекрасно и сам все понимает. Вы могли подумать о том, что это «случайная картина», что она не несет в себе никакого смысла. Мы спешим развеять ваше заблуждение: «случайная картина» не может стоить $900 000. И уж тем более «случайная картина» не может находится на нашей выставке.

Возможно, именно эта картина изменит вашу жизнь. Возможно, именно сейчас вы поймете, что современное искусство — это абсолютная свобода, отсутствие любых правил и догм. Возможно, в этот момент вы осознаете, что жизнь — это высшее проявление современного искусства.

Не спешите. Посмотрите на эту картину еще несколько секунд.

Для чего-то она ведь появилась в вашей жизни.

Единомышленники: Елена Федосеева, Полина Синева, Евгений Ляпин; куратор Музея «Гараж» Анастасия Митюшина, координатор инклюзивных проектов Музея «Гараж» Мария Сарычев, директор Музея «Гараж» Антон Белов. Фото: Денис Синяков

Выставка «Единомышленники» в музее «Гараж» продлится до 9 сентября и сопровождается обширной инклюзивной публичной программой для всех посетителей, которая включает в себя экскурсии с единомышленниками и открытые мастерские. Расписание публичной программы можно уточнить на сайте Музея.