Поиск
19 января 2016

Фрида Кало: 5 историй, которые вы не знали

Первую в России ретроспективу мексиканской художницы открывает Музей Фаберже: повод блеснуть знаниями о ней что ни на есть веский.
Фрида Кало: 5 историй, которые вы не знали
  • Фото: Архивы пресс-служб
  • Текст: Дарья Горшкова

Как так вышло, что в России прежде не было ни одной масштабной выставки Фриды Кало? Почему ее работы так редко появляются на аукционах и это всегда сенсация? На эти вопросы постарались ответить организаторы выставки «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики», которая откроется в Санкт-Петербурге уже 3 февраля.

Прежде чем пойти в Музей Фаберже, вспомните главные вехи из жизни художницы, посмотрите оскароносный фильм «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли или идите еще дальше — приводим несколько интересных направлений в качестве примера.

Фрида Кало и коллекционеры: неразделенная любовь

Любовью к автопортретам Фриды Кало известны не только сильные мира искусства, но и Мадонна, имеющая в своей коллекции ее работы наряду с произведениями Дэмиена Хёрста, Пабло Пикассо и других художников. После продажи на торгах Sotheby’s в 2006 году картины «Корни», которая ушла с молотка за 5,6 млн долларов (и стала, таким образом, самой дорогой работой художницы), распространились слухи, что именно Мадонна приобрела ее в свою коллекцию. Так или иначе, это была редкость: следующий случай появления ее живописи на торгах произошел только в 2010 году благодаря Дому Christie’s.

Балет российского хореографа

Юрий Смекалов поставил балет Infinita Frida еще в 2013 году, причем на родине художницы: в России его показали лишь дважды, и два года спустя. «Это история молодой художницы, для которой палитра красок и есть судьба», — отмечает хореограф, который надеется в новом сезоне привезти свой балет и в Москву.

Фрида Кало в Эрмитаже

Первая работа художницы, появившаяся в Санкт-Петербурге, — это «Автопортрет с обезьянкой». Из Музея Долорес Ольмедо (Мехико) она приехала в Россию на два с половиной месяца. Мотив обезьянки часто встречается в работах Кало, однако в нетривиальном значении. Как Луиз Буржуа не видит ничего страшного в сравнении паука с собственной матерью, так и Фрида Кало позиционирует обезьянку как беззаветно преданного друга и замену ребенку, которого у нее никогда не было. Тем временем в западноевропейской традиции это животное символизирует сладострастие.

Согласно информации на сайте музея, 20 января — последний день, когда ее можно увидеть в Зимнем дворце. Потом картина «переедет» в Музей Фаберже и будет вновь доступна с 3 февраля. Кстати, куратором ретроспективы Фриды Кало выступила сотрудник Государственного Эрмитажа — кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом современного искусства Екатерина Владимировна Лопаткина.

Гость из СССР

Жизнь художницы была полна трагических событий, а также удивительных историй. Например, в 1937 году в доме Фриды Кало гостил Лев Троцкий: он бежал из Норвегии в Мексику, скрываясь от преследований Иосифа Сталина. Как известно, Фрида Кало с мужем Диего Риверой, который был старше ее на 21 год, открыто поддерживали коммунизм, а сама художница была не прочь завести очередной роман — даже с опальным русским революционером. Самые яркие моменты из жизни Фриды Кало сохранены на фотографиях, которые уже через две недели можно будет воочию изучить на выставке.

Фрида и Диего в Нью-Йорке, 1931-1933. Фото: Люсьен Блох
Фрида Кало со своей работой «Любовное объятие вселенной. Земля, Диего, я и сеньор Ксолотль», 1949. Неизвестный фотограф
Фрида работает над портретом своего отца Гильермо Кало, 1951. Фото: Жизель Фройнд
Доктор Хуан Фарриль и Фрида Кало в студии в «Синем доме», Койоакан, Мехико, 1951. Фото: Жизель Фройнд
Мигель Коваррубиас и Фрида Кало в Сан-Анхеле, Мехико, 1938. Фото: Николас Мюрей
Фрида, 1913. Фото: Гильермо Кало
Диего Ривера и Фрида Кало в доме супругов Бёрбанк, Санта-Роза, Калифорния, 1931. Неизвестный фотограф
Фрида в «Синем доме», 1950. Неизвестный фотограф
Фрида Кало и Диего Ривера, 1931. Фото: Питер Джулей
Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы, 21 августа 1929. Фото: Виктор Рейес
Фрида Кало, 1926. Фото: Гильермо Кало
Фрида Кало в больнице, Нью-Йорк, 1946. Фото: Николас Мюрей


Первая ретроспектива в России

Учитывая то, что картины Кало практически недоступны для экспонирования за пределами Мексики, подготовка выставки оказалась весьма долгой. Тем не менее Музей Фаберже ждал успех: в Россию везут 34 работы Фриды Кало, а также более сотни фотографий и мексиканские народные костюмы, подобные тем, что она любила носить.

Выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» в петербургском Музее Фаберже будет открыта с 3 февраля по 30 апреля 2016 года. Рекомендованный возраст посетителей — от 18 лет.

Фрида Кало. «Автобус», 1929
Фрида Кало. «Натюрморт», 1951
Фрида Кало. «Солнце и жизнь», 1947
Фрида Кало. «Без надежды», 1945
Фрида Кало. «Портрет доньи Роситы Морийо», 1944
Фрида Кало. «Цыплёнок», 1945
Фрида Кало. «Моя кормилица и я», 1937
Фрида Кало. «Маска (безумия)», 1945
Фрида Кало. «Больница Генри Форда», 1932
Фрида Кало. «Покойный Димас Росас (трех лет от роду)», 1937
Фрида Кало. «Сломанная колонна», 1944
Фрида Кало. «Круг», 1954
Фрида Кало. «Портрет Лютера Бёрбанка», 1932
Фрида Кало. «Портрет Алисии Галант», 1929
Фрида Кало. «Диего и я», 1944
Фрида Кало. «Автопортрет в красном берете», 1932