Поиск
4 декабря 2015

История моды: от авангарда к ГОСТу

От супрематических орнаментов Чашника и Малевича к новым дизайнерским решениям 60-х: новая выставка на ВДНХ позволяет изучить изменения культуры быта на самых ярких артефактах ХХ века.
История моды: от авангарда к ГОСТу
  • Фото: Аpхивы пресс-служб
  • Текст: Дарья Горшкова

Пропасть, отделяющая супрематистов от дизайнеров послевоенного времени, исчисляется 40 годами российско-советской истории: после расцвета авангардного искусства, повлиявшего на все области жизни, в свои законные права вступило искусство пропагандистское, оптимистично-романтическое, прославляющее труд и государство и подчиняющее художественную эстетику партийным канонам. О метаморфозах дизайна, уместившихся на отрезке четырех десятилетий, рассказывает новая выставка в павильоне № 59 «Зерно»: она объединила больше ста экспонатов из собраний профильных российских музеев, архивов и частных коллекций. Среди них оригинальные эскизы, образцы тканей, фотографии, плакаты, журналы мод и костюмы, которые в руках кураторов стали настоящей летописью страны.

Подробнее всего «История моды: от авангарда к ГОСТу» раскрывает насыщенные 1920-е, когда творили Варвара Степанова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Александра Экстер, Николай Суетин, Казимир Малевич и многие другие. С момента, когда супрематизм уступил место пропаганде, выставка начинает экскурс в историю советского текстиля: главными героями становятся рабочие крупнейших текстильных фабрик, трудившиеся над «агитационными» платками. Прохоровка, Первая ситценабивная, Трехгорка выпускают наиболее яркие образцы дизайна. Такие, как платок из серии «15-летие Октябрьской революции»: он украшен редким портретом Ленина, восседающего на престоле рядом с «апокалиптическими животными», роль которых отведена Троцкому, Марксу, Энгельсу и Калинину.

Уходя от яркой советской символики к более спокойным принтам в виде мелких цветочных букетиков нежных расцветок и легендарного горошка, история текстильной промышленности выводит на первый план Веру Склярову, будущего главреда «Журнала мод», чьи ткани привнесли в женские образы 1940−50-х яркость, свежесть и мечты о светлом будущем. И оно оказалось не за горами: в 1960-е дизайнеры занялись поиском новых решений, вновь заинтересовавшись историческим авангардом и коллажной техникой. Их реверансы в сторону прошлого, сопряженные с экспериментами, заложили основу для новой вехи в истории дизайна, рассказывать о которой нужно отдельно.

Выставка «История моды: от авангарда к ГОСТу» на ВДНХ открыта со 2 декабря до 28 февраля 2016 года.