Поиск
18 ноября 2015

Иза Генцкен в Амстердаме

29 ноября в музее Стеделик откроется крупнейшая в Нидерландах ретроспектива Изы Генцкен — женщины, которая расширила границы понятия «скульптура» и научилась создавать произведения искусства из подручных материалов.
Иза Генцкен в Амстердаме
  • Текст: Дарья Горшкова
  • Фото: Архивы пресс-служб

Покорившая нью-йоркский MoMA Иза Генцкен (ее первую ретроспективу в США можно было увидеть в 2013 году) везет свои значимые работы в Амстердам, где в этом сезоне ее принимает лучший Музей современного искусства в городе — Стеделик. Последний впервые приобрел работу Генцкен в 1985 году и с тех пор активно следит за ее экстраординарным творчеством, суть которого художница лучше всего описывает сама. «Мне всегда хотелось иметь смелость для того, чтобы делать совершенно безумные, невозможные, а также неправильные вещи», — еще 20 лет назад уверяла Генцкен, а ее работы не оставляют в этом ни единого сомнения. Всем, кто удивляется манипуляциям Ая Вэйвэя со старинными китайскими вазами (новый повод для этого дает ретроспектива художника в лондонской Королевской академии художеств), стоит взглянуть на эксперимент Генцкен с бюстами Нефертити, пусть и менее разрушительный: она не разбивает и не расписывает реликвий, как Вэйвэй, и не закручивает их в «спирали», и не маскирует, как Вим Дельвуа, но, переосмысляя прошлое, двигается в похожем направлении. Nofretete наряду с другими ее произведениями войдет в один из разделов нидерландской ретроспективы, посвященной современности, человеческому телу, портрету, городской культуре и архитектуре.

Иза Генцкен. Nofretete, 2014

Визуальный язык этой влиятельной немецкой художницы (которая, впрочем, одними скульптурами не ограничивается) требует от зрителей и свежести во взгляде, и чувства юмора. Он постоянно развивается, охватывает различные медиа и демонстрирует изобретательность во всем, будь то инсталляции, видео, живопись, работы на бумаге, коллажи или фотографии. Богатство отсылок к истории, автобиографичность, умение привнести инновации в обыденную жизнь и найти высокое в повседневных предметах снискали Генцкен любовь вовлеченных в искусство зрителей, арт-дилеров и коллекционеров. По словам директора музея Беатрис Раф, она стала источником вдохновения для целого поколения молодых художников, и теперь миссия Стеделика — знакомство 66-летней Изы Генцкен с широкой аудиторией.

Новая выставка Изы Генцкен откроется в ходе столичного арт-уикенда Amsterdam Art Weekend 2015 и будет доступна в музее Стеделик с 29 ноября до 6 марта 2016 года.

Иза Генцкен. Da Vinci, 2003
Иза Генцкен. Schwarz-gelbes Ellipsoid «Kümmel', 1981
Иза Генцкен. Fenster, 1990