Поиск
22 мая 2017

Как придумать успешный сериал? 7 голливудских советов

Объясняет сценарист Памела Дуглас

Сегодня важный день для всех любителей сериалов: состоялась мировая премьера долгожданного продолжения «Твин Пикса» Дэвида Линча. Вдохновившись успехом истории о Лоре Палмер, агенте Купере и Черном вигваме, мы решили познакомиться с лайфаками телеиндустрии — с помощью советов голливудского сценариста Памелы Дуглас.

О «драмедиях»

«Если вы пишете сценарии драм, то время от времени вводите в них что-то смешное, особенно в эпизодах, которые задуманы как трагедии. Если вы задумали написать что-то смешное, не следует забывать об основных драматических элементах. Основанный на обмене колкостями забавный диалог не может длиться дольше трех минут. И, за исключением детских приключенческих фильмов, непрерывное драматическое повествование не может обойтись без юмора. Если вы создаете современные телевизионные драмы, вы должны писать и смешно, и серьезно. Шекспир знал, что делал».

Используем рекламную паузу

«Телевизионные драмы десятилетиями делились на четыре акта, хотя многие шоу состоят из пяти, а некоторые — из шести актов. А теперь вспомните, что случается каждые 13−15 минут во время показа фильма на бесплатном эфирном канале. Правильно: перерыв на рекламу. Перерывы случаются не в произвольном порядке, обычно в часовой серии их четыре, и они соответствуют логике сюжета: когда действие доходит до кульминации и обрывается клиффхэнгером — внезапным поворотом сюжета. Каждая из четырех частей — от рекламы до рекламы — и есть акт, похожий на театральный. В театре в конце акта занавес опускается, огни гаснут, и зрители отправляются в буфет. Этот способ жесткого прерывания действия применяется и на телевидении. Сценаристы ориентируются на рекламные паузы и используют их для создания напряжения».

Тизер

Тизер, также называемый холодным открытием, представляет собой сцены, следующие перед титрами. Это может быть минутный «крючок» или 10-минутный эпизод, включающий несколько маленьких сцен и мало чем отличающийся от полноценного акта. Тизер начинает часовую серию действием, образом, ситуацией или персонажем, которые формируют у зрителя заинтересованность, заставляющую досмотреть титры до конца, и подводит его к первому акту. Однако в последнее время телеканалы отказываются от титров вместе с музыкальной заставкой, предпочитая непрерывное действие. Роль приманки выполняет сам сюжет, а титры показывают во время первого акта.

Кадр из сериала «Твин Пикс»
Кадр из сериала «Твин Пикс»

Худший вариант развития событий

Один важнейший элемент серии появляется в конце третьего акта. Это так называемый худший вариант развития событий. В драматургии худший вариант — это то, что мешает протагонисту достичь цели (или триумф антагониста), при этом вовсе не обязательно, чтобы происходило что-то ужасное. К примеру, в вымышленном сериале про детективов Джейн и Салли, а также воровку туфель Порцию худший вариант развития событий возникает, когда Джейн, которая боится высоты, вынуждена лезть на небоскреб ради спасения Салли. Здесь рискует не только Салли, которую захватили в заложницы, но и Джейн, которая вынуждена бороться со страхом и боязнью оплошать, упустив шанс спасти Салли.

О сериалах в интернете

«Сейчас большинство сериалов существуют онлайн. «Декстер» хвастается 5 млн фанатов в Facebook, «Большая любовь» приглашает зрителей услышать откровения Марджин про Билла. Эти вебизоды создают ощущение личной вовлеченности, которая происходит отчасти из-за того, что вы смотрите их на экране компьютера, отчасти из-за того, что вы сами выбираете, когда это делать. С точки зрения сценариста вебизоды имеют свои стилистические особенности. Команда «Остаться в живых» утверждала, что сценаристам пришлось поломать голову над подачей материала: «Формат, при котором зритель смотрит серии в одиночестве на маленьком экране, потребовал от нас более интимного, дневникового повествования. Мы намеренно избегали эпических сцен, свойственных основному сериалу, и использовали вебизоды для максимального раскрытия характеров героев».

О последних трендах

«Среди новых трендов — гибридные форматы, включая драмедию, реалити-драму и музыкальную драму. Более гибкая структура актов. Смешение технологий, например анимации и актеров. Необычное содержание, включающее острую проблематику, откровенный взгляд на отношения между людьми, эксперименты с языком, фэнтези».

Используем личный опыт

«Используйте собственные знания применительно к главным героям. Допустим, вы фантазируете на тему сериала «Декстер», герой которого любит плавать на лодке, а вы по профессии морской биолог. Почему бы не подумать о морских созданиях, которые могут встретиться на пути героя и добавить сюжету напряжения? Когда шоу «В лучах славы» еще шло в эфире, самый интересный спек-сценарий, который мне довелось читать, написал сценарист из Техаса, не понаслышке знакомый с гремучими змеями и пыльными бурями. Его тексты дышали достоверностью».

По материалам книги Памелы Дуглас «Искусство сериала. Как стать успешным автором на TV». Издательство «Альпина Нон-фикшн».