Поиск
4 июня 2014

Круз-контроль

Еще недавно, вспоминая про Тома Круза, многие досадливо отмахивались: динозавр, безумный сайентолог, стареющая звезда бесконечных сиквелов. Но после 10-летнего кризиса актеру, кажется, удалось наконец перетянуть общественное мнение на свою сторону. Накануне выхода в прокат фильма «Грань будущего» Геннадий Устиян разбирается, как это случилось.
Круз-контроль
  • Фото: kinopoisk.ru

«Грань будущего» еще не показывают в Америке, России, Китае, Японии и Мексике, но за прошлые выходные фильм уже заработал 20 миллионов долларов в нескольких странах, где играющий главную роль Том Круз побывал в рамках промотура. Конечно, пока рано прогнозировать, сколько в итоге соберет в мировом прокате стоивший 175 миллионов сайенс-фикшн по книге Хироши Cакуразаки, но показатель интереса аудитории на сайте RottenTomatoes у него высочайший: 97% пользователей нажали кнопку «хочу посмотреть». Все это напоминает времена десятилетней давности, когда американцы настолько любили свою звезду, что в 2003-м валом повалили на «Последнего самурая» — фильм практически без голливудских актеров (не считая самого Круза), действие которого разворачивается в Японии XIX века. В итоге лента собрала только в США 111 миллионов долларов — и даже накрывший тогда половину страны буран не помешал ее кассовому триумфу.

В 1980−90-х Том Круз, казалось, нашел идеальную формулу успеха. В 80-х он стал кумиром девочек, играя главные роли в подростковых комедиях и драмах («Рискованный бизнес», «Коктейль»). В то же время актер выстраивал «взрослую» карьеру, снимаясь со звездами старшего поколения («Цвет денег» с Полом Ньюманом, «Человек дождя» с Дастином Хоффманом) и таким образом представляя себя преемником великих. Стратегия сработала: «Лучший стрелок» (1986) возглавил список самых прибыльных фильмов года, а в следующее десятилетие Круз трижды номинировался на «Оскар» — за «Рожденного 4 июля», «Джерри Магуайра» и «Магнолию». Так, совмещая роли в блокбастерах и серьезных лентах, он вывел беспроигрышную формулу голливудского долгожительства и стал идеальным инструментом, необходимым для создания коммерчески успешного, но при этом качественного проекта. Когда журнал Premiere составил список ста главных звезд в истории кино, Круз попал на третье место — сразу после давно покойных Мэрилин Монро и Кэри Гранта. И столь высокий статус подкреплялся заоблачными доходами: именно в те годы звездные гонорары поднялись до 20−25 миллионов долларов за фильм, и он стал получать такие деньги одним из первых, потому что их стоил.

Проблемы начались в 2004-м, когда Круз уволил своего пресс-агента Пэт Кингсли. Неприятности повалились как снежный ком: ссора с главой студии Paramount Самнером Редстоуном, пожаловавшимся на раздутые амбиции звезды франшизы «Миссия невыполнима», страстные речи о сайентологии и вреде психоанализа в телеэфире, истеричные прыжки на кушетке у Опры Уинфри, неожиданная свадьба с Кэти Холмс и последовавший развод. Казалось, любимый актер вдруг сорвался с цепи, а интернет-комментаторы только обрадовались возможности вывалять звезду в грязи. Но самое неприятное — в его фильмографии появились неудачи, и коммерческие, и качественные («Львы для ягнят», «Рок на века»). Все решили, что Круз, преодолевший опасный для звезды экшенов 40-летний рубеж, потерял связь с реальностью и быстро превращается в динозавра из детства, которого вот-вот окончательно потеснят молодые Роберт Паттинсон и Джозеф Гордон-Левитт. Но тут есть одна загвоздка. До 70% прибыли Голливуду приносят иностранные сборы, а потому продюсеры не готовы долгосрочно вкладываться в новых героев, пока у них есть Том Круз, чье имя с акцентом, но без ошибки произнесет любой прохожий в Пекине, Новосибирске или Куала-Лумпуре. Там миллионы не спешат в буран в кинотеатр, чтобы посмотреть очередную инди-драму с Джеймсом Франко. Так что Круз не уйдет, пока его помнит международный рынок, а это надолго. Другое дело, что зависимость от глобальной аудитории не дает ему сниматься в серьезных картинах с прицелом на «Оскар». В ближайшие годы он будет играть в основном в сиквелах своих же успешных фильмов — нас ждут вторые «Лучший стрелок» и «Джек Ричер» и уже пятая «Миссия невыполнима». Но тут уж ничего не поделаешь: Круз не просто актер, а звезда, и он должен приносить деньги.

Судя по тому, как принимают «Грань будущего», Круз преодолел кризис длиной в десять лет единственным верным способом — снялся в хорошем оригинальном фильме с большим коммерческим потенциалом. Если зрители купят билеты, а критики похвалят кино (что уже происходит), актер вернется на первые позиции, а сайентология, безумные прыжки и неудачный брак забудутся. В конце концов, Харрисон Форд старше него на два десятилетия, а до сих пор снимается в боевиках — и никто не думает попрекать вечного Индиану Джонса разводом и серьгой в ухе. Круз победил хейтеров в интернете хотя бы тем, что никогда не отвечал на их нападки, а работал. В итоге ностальгия доберется до поколения зрителей, выросших на его фильмах, и они снова начнут писать, как он прекрасен. Да и как Круз может быть плох, если он был их экранным воплощением столько лет? И к тому же в Голливуде важно лишь одно — насколько хорош твой последний фильм. А «Грань будущего» очень хороша, и тот же интернет — помните про 97%? — это только что подтвердил.

[VIDEO]