Поиск
18 июня 2015

Новые работы Ая Вэйвэя в Пекине

Времена, когда Ай Вэйвэй фигурировал всюду как «арт-диссидент», близятся к завершению: на родине художника, в Китае, открылась его первая персональная выставка.
Новые работы Ая Вэйвэя в Пекине
  • Фото: Архивы пресс-служб
  • Текст: Дарья Горшкова

Экспозиции Ая Вэйвэя успели принять десятки мировых столиц и крупнейших музеев, в том числе, берлинский Мартин-Гропиус-Бау и Бруклинский музей в Нью-Йорке. Его работы можно было увидеть на любой арт-ярмарке мира и даже в здании бывшей тюрьмы Алькатрас близ Сан-Франциско, где в апреле закрылась его масштабная выставка. Но только в родном Китае до сегодняшнего дня его искусство обходили стороной: обвинения местных властей, предъявленные художнику несколько лет назад, послужили основанием для его ареста, далее — для подписки о невыезде, а о публичных презентациях работ не могло идти и речи. Вся эта история так всколыхнула мировое сообщество, что журнал ArtReview в 2011 году поместил Вэйвэя на первую строчку списка самых влиятельных людей в искусстве, а знаменитая лондонская галерея «Серпентайн» годом позже привлекла его к дистанционной работе над своим временным павильоном: с коллегами по проекту, швейцарскими архитекторами из дуэта Herzog & de Meuron, он общался по скайпу. Сегодня все это осталось в прошлом. Первая персональная выставка 57-летнего художника, которого уже давно признал весь мир, все-таки состоялась в столице Китая.

На прошлой неделе Москва была занята открытием Музея современного искусства «Гараж», а также ретроспективой Александра Колдера, первым в истории форумом современного искусства и другими культурными активностями, но выставкой июня в международном масштабе следовало бы назвать именно ту, что носит простое название «Ай Вэйвэй». Ее организатором стала Galleria Continua, в обычной жизни представляющая миру китайского художника наряду с Ильей и Эмилией Кабаковыми, Энтони Гормли, Микеланджело Пистолетто и Даниэлем Бюреном. На этот раз его новые крупномасштабные работы в сотрудничестве с центром современного искусства Tang (Tang Contemporary Art Center) выставляются до 31 декабря.


Куратор Цуй Цаньцань разделил выставку на две части: «Ай» расположена в самой Galleria Continua, а «Вэйвэй» — в центре Tang. Она включила в себя, в числе прочего, церемониальный дом династии Ванг, созданный четыре века назад. Под ним расположилась скульптура Chandelier — светильник из меди и хрусталя, высотой превышающий человеческий рост минимум в три раза. Все из того же хрусталя выполнено основание одной из колонн: Ай Вэйвэй вновь показал нам свое увлечение архитектурой, собрав на выставке элементы зданий династии Мин или современных сооружений. Окрашенные в непривычно яркие цвета или показывающие жухлый от времени цвет древесины, они поддерживают то социально-политическое послание, которое художник мастерски зашифровал в своих работах. Без него — нет никакого Ай Вэйвэя.