Поиск
27 мая 2016

Открытие музея русского импрессионизма в Москве

Политики, бизнесмены и деятели культуры на открытии нового частного музея в бывшем цеху кондитерской фабрики «Большевик».
Открытие музея русского импрессионизма в Москве
  • Интервью: Катя Сахарова
  • Фото: Иван Мудров

В Москве 26 мая открылся частный Музей русского импрессионизма, в основу которого легло собрание бизнесмена и мецената Бориса Минца. Заброшенный цех кондитерской фабрики «Большевик» к лету превратился в полукосмическое серебристое здание стараниями британского архитектурного бюро John McAslan + Partners, которое до этого реконструировало «Фабрику Станиславского» на Таганке.

«Это по‑настоящему русский жест— открывать частный музей, когда нефть стоит не 150, а 25», — оценил инициативу один из членов попечительского совета музея Михаил Швыдкой в своей приветственной речи со сцены. Постоянная экспозиция с работами Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Валентина Серова, Константина Коровина, Валерия Кошлякова, Юрия Пименова, Александра Герасимова и других русских художников за период от 80-х годов XIX века до конца XX века располагается на -1 этаже музея, остальные же два отведены под временные выставки, не ограниченные ни одним художественным жанром. Вчера стартовал первый временный проект — ретроспектива художника русского зарубежья Арнольда Лаховского.

«О самостоятельности русского импрессионизма как жанра искусствоведы будут спорить еще долго», — предвосхитила вопросы со сцены директор Музея, 30-летняя Юлия Петрова. «Нам говорили, что это очень тяжелое название, спорная тема», — продолжил эту мысль Борис Минц, — «В этой связи хочу процитировать Федора Михайловича Достоевского, который писал, что русской культуре характерна всемирная отзывчивость. Великие русские художники в чем-то заимствовали у французских отцов импрессионистическую манеру письма, но все же это национальное искусство».

Первым гостями Музея русского импрессионизма стали друзья и партнеры Бориса Минца, политики, бизнесмены, деятели культуры: Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс, Владимир Мединский, Михаил Швыдкой, Петр Авен, Владимир Познер, Владимир Спиваков, Кирилл Серебренников, София Троценко, Екатерина Винокурова и другие. Торжественный вечер прошел при поддержке BMW и Perrier-Jouët.

Три главных вопроса к директору Музея русского импрессионизма Юлии Петровой:

Кому принадлежит термин «русский импрессионизм» и как правильно подавать его с исторической точки зрения?

Термин придуман не нами, о феномене русского импрессионизма серьезные статьи и монографии написаны крупными российскими искусствоведами. Скажем, в наш попечительский совет входит Владимир Алексеевич Леняшин, ведущий научный сотрудник русского музея, который 15 лет назад сделал первую выставку русского импрессионизма в Русском музее. Кроме того, о русском импрессионизме писал Вячеслав Филиппов, заметный советский искусствовед. К сожалению, написано не так много книг на эту тему. Если говорить о временных рамках феномена, то в нашей экспозиции мы оттолкнулись от работ Василия Поленова, это примерно 1880-е годы, и «растянули» экспозицию примерно на сто лет. Художники и сейчас используют импрессионистическую технику, но она уже плотно вошла в арсенал выпускника любого художественного вуза, находок не предвидится. История русского импрессионизма, по всей видимости, завершена. Но из него произросли все последующие направления русского искусства, которое пришло к своему современному состоянию благодаря русскому импрессионизму в том числе.

За время работы над проектом понятие русского импрессионизма вы, должно быть, изучили досконально. Насколько он популярен у коллекционеров? Большинство людей вплоть до начала PR-кампании вашего музея, не знали, что такое русский импрессионизм, и, возможно, до сих пор не до конца понимают.

Я уверена, что это искусство любимо. Художников, которых мы собрали, редко до нас объединяли под заголовком «русский импрессионизм», но живопись эта, несомненно, популярна. Многие к ней обращаются, аукционные цены на представленных художников все растут и растут, это свидетельствует о высоком интересе. Думаю, у широкой публики наша экспозиция тоже вызовет большой интерес: проверим с 28 мая, когда музей откроет свои двери для всех желающих.

Будут ли в экспозиции участвовать работы из других частных собраний?

Музей русского импрессионизма основан Борисом Минцем на основе его собственной коллекции. Возможно, примерно через полгода мы допустим в нашу постоянную экспозицию еще ряд вещей, находящихся в других частных собраниях, поскольку очевидно, что какие-то работы мы не можем приобрести: нынешние владельцы не готовы с ними расставаться. С этими людьми мы договариваемся о сотрудничестве, и, думаю, уже зимой мы покажем несколько работ из других крупных частных коллекций, но это будут внедрения в нашу экспозицию — то, что на западе называется «on loan».

Министр культуры РФ Владимир Мединский
Борис Минц, Владимир Спиваков, Анатолий Чубайс
Юлия Чернова и Наталья Чевалкова
Михаил Швыдкой
Петр Авен и Владимир Познер
Алексей Лихтенфельд
Борис Минц и Ольга Свиблова
Джон Манн
Ксения Тараканова
Юлия Минц
Фотограф Антон Ланге
Кира Сакарелло
Марк Палтимор (Sotheby's)
Кирилл Серебренников
Екатерина Винокурова
Маргарита Пушкина (Cosmoscow)
Антон Белов (Гараж)
Леонид Рошаль
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова
София Троценко (ЦСИ Винзавод)
Марина Ситнина (Газпромбанк)
Алена Долецкая, Владимир Познер и Надежда Соловьева