Поиск
4 октября 2016

Словарь моды ар-деко: от диадемы до танцев

Все, что нужно знать о туалетах и украшениях прекрасной эпохи.
Словарь моды ар-деко: от диадемы до танцев
  • Текст: Катя Сахарова
  • Источник фото: Архивы пресс-служб

С 30 сентября 2016 по 11 января 2017 года в Музеях Московского Кремля проходит выставка «Элегантность и роскошь ар-деко». Диадемы Cartier, зажигалки Van Cleef & Arpels, платья от Жанны Ланвэн и Коко Шанель и остроумная модная иллюстрация из двадцатых годов прошлого века: выставка о прекрасной эпохе собрана из коллекций Института Костюма Киото и ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels. Редкий шанс увидеть чертежи изумрудных брошей, несессер «Голубой экспресс» от Van Cleef & Arpels, который глава концерна Bentley подарил своей жене, коллекцию драгоценных каблуков и другие эстетические приметы времени — упускать нельзя. 120 экспонатов предоставлены Институтом костюма Киото, тридцать четыре — из собрания ювелирного дома Cartier и двадцать предметов из их архива, двадцать четыре — из коллекции ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Под эгидой выставки, приводим краткий словарь моды эпохи ар-деко на основе интервью с директором департамента международной деятельности Музеев Московского Кремля Екатериной Караваевой и кураторами проекта — Ларисой Пешехоновой и Макото Ишизеки.

Модный дом «Ворт». Парадное придворное платье со шлейфом. Франция, 1914 г.

А — Ар-деко. Термин ар-деко заимствован из названия Международной выставки современных декоративных искусств и художественной промышленности, организованной в Париже в 1925 году, а в качестве названия стиля в искусстве вошел в лексику после 1960-х годов. Это художественный и социокультурный феномен, который отразился на всех видах искусства в 1920-е годы. Легкий, искрящийся и фантазийный мир ар-деко вдохновлен европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций и бурным развитием технологического прогресса. «Ревущие двадцатые», как их называли в США, или «золотые двадцатые», как их именовали во Франции, — декада экспериментов, породившая новый мейнстрим в области искусства и дизайна.

Бонбоньерка Cartier. Париж, около 1919. Агат, платина, алмазы огранки «роза», калиброванные ониксы фасетной огранки и один ониксовый кабошон. Коллекция Cartier.

Б — Блеск был главным украшением вечерних платьев: их декорировали жемчугом, стразами, стеклярусом, золотым и серебряным ламе, шелковыми лентами. Все это покачивалось при движении и мерцало. Блестеть должны были и все фактуры, которым отдавалось предпочтение в эпоху ар-деко: металл, стекло, фарфор, полированное дерево и слоновая кость. Из этих материалов делались флаконы для нюхательной соли, бонбоньерки (коробочки для леденцов), ювелирные шкатулки, пудреницы, мундштуки, зажигалки, футляры для губных помад, портсигары и театральные бинокли.

Театральный бинокль Cartier. Париж, 1912 (выполнен по специальному заказу). Платина, агат, черный лак, алмазы огранки «роза». Коллекция Cartier.

В — Влияние. Искусство ар-деко — синтетическое искусство, которое заимствовало мотивы, тенденции, декоративные элементы из самых разных культур. Но специалистами признано, что наибольшее влияние оказало японское искусство и русские балеты Дягилева. Позы, которые принимают модели на иллюстрациях, повторяют позы и силуэты красавиц с японских гравюр XVIII века: вид со спины и изображение лица крупным планом, во всю страницу (по примеру композиции гравюр окуби-э).

Г — Город. На ювелирное искусство ар-деко большое влияние оказала архитектура. Городские ландшафты стали прорезать небоскребы, кубизм породил геометрические формы в искусстве. Что касается украшений, архитектурные мотивы заметны, к примеру, в бриллиантовых клипсах Van Cleef & Arpels: модель «Пирамиды» была выпущена в 1923 году, после открытия гробницы Тутанхамона, которое спровоцировало волну египтомании в декоративном искусстве.

Брошь Cartier. Лондон, 1923. Золото, платина, синий египетский фаянс, круглые бриллианты старой огранки, бриллианты огранки «восьмеркой» (старая английская или «единичная» огранка), лазурит, черная эмаль. Коллекция Cartier.

Д — Диадемы cегодня окончательно не имеют отношения к жизни, даже к парадной ее части. Они постепенно начали выходить из обихода как раз в эпоху ар-деко, их еще носили, но иначе, чем в конце XIX века: они стали уподобляться античной повязке, их надевали, а не на высокую прическу, а гораздо ниже. Прически сильно изменились, поэтому диадема приобретает форму бандо, а не закрытого обруча. Входят в обиход модели-трансформеры: часы-броши, бандо, которые разбираются на два браслета и одну брошь. На выставке представлены две роскошных диадемы Cartier, которые демонстрируются на манекенах вместе с ранними платьями от Коко Шанель.

Бандо Cartier. Нью Йорк, 1924. Платина, природный жемчуг (вес примерно 51 гран), круглые бриллианты старой огранки, два грушевидных бриллианта дм.18, в. по центру 5,25. Коллекция Cartier.

Н — Нессесер. В эпоху ар-деко появляются принципиально новые формы ювелирных украшений, и текстильные элементы тоже становятся предметом ювелирного искусства. Скажем, девушка не могла обойтись без несессера: он заменил женскую сумочку, в нем было много отделений. Девушки носили в них очки, танцевальные карточки, карандаш, сигареты, зажигалки и косметику, поскольку использование декоративной косметики становится неотъемлемой частью ежедневного будуара в эпоху ар-деко. Несессеры имели несколько потайных отделений на пружинках, и являлись ювелирным украшением — они имитировали японскую эмаль или японские лаки, были инкрустированы камнями, иногда были выложены внутри плоскими рубинами.

Несессер «День и ночь». Cartier Париж, 1927. Золото, платина, две перламутровые пластины с изображениями дневного и ночного пейзажей, половина рубинового кабошона (восходящее солнце) и сапфировый кабошон (луна), драгоценные и полудрагоценные камни, нефрит, сердолик, бриллианты огранки «багет», алмазы огранки «роза», черная эмаль. Коллекция Cartier.

К — Каблуки. Сменные каблуки были изобретены в пятидесятые годы, когда были изобретены специальные пружинки, позволявшие их менять. Каблуки, представленные на выставке в Кремле в отдельном стеклянном ящике, — с витрины обувщика. Девушки заказывали туфли под платья и, соответственно, могли выбрать гармонирующий с туалетом каблук. Платья в эпоху ар-деко становятся короче, и женщины впервые в истории получают легитимный шанс продемонстрировать свою обувь, поэтому ей начинает придаваться все большее значение. Самым знаменитым обувщиком эпохи был Перуджо, и некоторые модели его вышитых туфель представлены в экспозиции.

Часы-брошь Cartier. Cartier Париж, 1921. Платина, золото, алмаз огранки «роза», бриллианты старой огранки и огранки «восьмеркой» (старая английская или «единичная» огранка), калиброванные сапфиры фасетной огранки, оникс, черная и белая эмаль, черная муаровая лента (режась). Коллекция Cartier.

О — Ориентализм. Одним из главных популяризаторов моды ар-деко был кутюрье Поль Пуаре: его интерес к ориентализму совпал по времени с появлением в 1909 году «Русских балетов» Сергея Дягилева. Откровенная экзотичность, истоки которой лежали в культурах России, Кавказа и азиатских народов, на деле вылилась в яркую палитру цветов и вошедшие в моду арабские тюрбаны, туники и гаремные шаровары. Арабские шаровары послужили толчком для изобретения женских функциональных брюк, а свободный покрой японского кимоно позволил дамам освободиться от корсетов.

Брошь Cartier. Париж, 1908. Платина, бриллианты огранки «восьмеркой» (старая английская или «единичная» огранка), калиброванные сапфиры фасетной огранки, природный жемчуг. Коллекция Cartier.

Т — Танцы. Мода всегда была зеркалом общества, и, поскольку в эпоху ар-деко едва ли не главным светским развлечением были танцы, многое в женском наряде подчинялось им. Высоких каблуков тогда не было: в моде были туфли, пригодные для динамичных фокстрота, чарльстона и танго. Если посмотреть старую хронику и кинофильмы, мы увидим, что во время некоторых танцев девушки что-то покручивали в руках: это были длинные бусы на шее и летящие шлейфы на задней части платьев.

Мундштук «Дракон». Cartier Париж, 1925. Платина, нефрит (чаша), кость (трубка), калиброванные сапфировые кабошоны, алмазы огранки «роза», красная и черная эмаль. Коллекция Cartier.

К — Конец. Окончанием прекрасной эпохи можно назвать конец 1930-х годов: мода начинает меняться, это связано с социально-политической динамикой — в Европе нарастают тревожные настроения, которые не предрасполагают к легкомысленному и беззаботному образу жизни, характерному для двадцатых, когда Европа пришла в себя после ужасов Первой мировой войны. Итак, мода уходит, причем гораздо быстрее она уходит из костюма: появляются строгие платья и сдержанные костюмы, мода становится более универсальной и синкретичной. Ювелирное искусство, как более консервативный сегмент, эволюционирует медленнее, однако и в нем начинают появляться более брутальные модели.

Браслет Cartier. Нью Йорк, 1925. Бриллианты огранки «восьмеркой» (старая английская или «единичная» огранка) и бриллиантовые, изумрудные и рубиновые кабошоны, оникс. Коллекция Cartier.