Поиск
21 января 2016

Troyka, семерка, туз

Пока культурная жизнь столицы «просыпается», вспомните о главном открытии ушедшего 2015-го: о своем рассказывает ассистент отдела культуры Harper’s Bazaar Катя Поклад.
Troyka, семерка, туз
  • Фото: Архивы пресс-служб

Не секрет, что современного зрителя сложно удивить: отсюда в любой сфере искусства мы наблюдаем эксперименты, будь то телешоу «Голос» или нью-йоркская постановка Sleep No More. Последняя с 2011 года с успехом проходит в отеле McKittrick — своей бесменной локации — и воплощает мечту почти каждого зрителя, ведь кто из нас не грезил побывать на сцене? А тут место куда лучше первого ряда — вместе с актерами вы перемещаетесь из комнаты в комнату. Связь с реальностью пропадает, и происходит полное погружение в сюжет.

Этот жанр — спектакль-променад, бродилка или путешествие (как его только не называют!) — в Москве еще не прижился, вспоминаются только «Норманск» Центра им. Мейерхольда, «День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» Школы драматического искусства и «Декалог на Сретенке» Театра им. Маяковского. Но Troyka Multiart совместно с Altrulion пошли дальше и решили «встряхнуть» скучающих оперой-променадом — «Мистерией о Пиковой даме».


Перенести оперу в такой формат — задача как минимум амбициозная и сложная. Сценарист и режиссер проекта Александр Легчаков появление этой необычной задумки объясняет так: «Невероятным стечением обстоятельств я оказался на сцене Большого театра перед самым началом спектакля «Пиковая дама». Тут я понял, что хочу смотреть его на сцене, хочу ходить возле этих декораций, артистов. У меня было стойкое ощущение, что нельзя идти в зал ни в коем случае, иначе теряется все! Ну, а потом я сел на свое место, два человека передо мной все проспали, и я подумал, что нужно приводить оперу в современный ритм, а это можно сделать, только переместив зрителя внутрь!»

Так, тремя ноябрьскими вечерами в городской усадьбе Филипповых-Гончаровых в атмосферу авангарда перемещали за раз по 30 зрителей, которые все 10 действий провели рука об руку с пушкинскими героями. Troyka не была бы собой, если бы в эту оперу-променад не были интегрированы новейшие технологии: вот камеры видеонаблюдения в гостиной графини, здесь же 3D-портреты семейства… Этот взгляд в будущее объясняется выбранным временем происходящего — XXII век.



Отвечающая за современный ритм проекта лаборатория Troyka Multiart — творческое отделение Troyka Multispace. Онa помогает воплотить в жизнь самые разные идеи — от семейного лагеря под Тверью, о котором нам обещают рассказать этим летом, до упомянутой оперы-променада.

Почти сто человек были задействованы в создании длившейся всего три дня «Мистерии о Пиковой даме» и объединившей оперу, балет, современный танец и драматический театр. За художественную составляющую отвечала Полина Бахтина. «Я перфекционист, — признается она, — но понимаю, что спектакль — это живой организм. Можно бесконечно над ним работать, жить им, но все сложилось, и сложилось цельно».


Целью проекта было показать творческой составляющей Москвы, что создание подобного формата мероприятий может быть интересно в первую очередь ей самой. «Виден тренд, что профессионалы разных областей жаждут пересекаться для создания новых продуктов. Все хотят этого движения, а мы как Altrulion и как Troyka их объединяем», — поясняет Александр Легчаков.

Так как Troyka Multispace — сообщество закрытое, открытого показа «Мистерии о Пиковой даме» не было. Будет ли, пока неизвестно, но уже сейчас можно сказать, что комбинация оказалась выигрышной и, чтобы знать это, никакие три карты не нужны.