Поиск
30 августа 2013

В тени манежа

Московская биеннале современного искусства в пятый раз населяет не только все выставочные пространства столицы, но и выходит за ее пределы на тысячи километров.
В тени манежа
  • Текст: Олег Краснов

Биеннале — главное культурное событие для любого города, будь то Венеция, Сан-Пауло, Лион или Сидней. Московская привлекательна близостью и возможностью увидеть актуальное искусство со всего мира, не выезжая за пределы Садового кольца. Тем более когда куратор — звезда, а основной проект располагается в величественном манеже.

Представлять достижения актуального искусства в этом сезоне пригласили Катрин де Зегер, критика и директора Музея искусств в бельгийском Генте, феминистку, чьи идеи и выставки с восторгом принимали в нью-йоркском MoMA, лондонской Whitechapel Gallery и на Сиднейской биеннале. Впрочем, это вовсе не означает, что ее проект будет наполнен произведениями женщин-художниц. «После открытия феминистской выставки в MoMA мы решили подсчитать, сколько мужчин и женщин было среди участников. Оказалось, 50 на 50. Мне кажется, мужчины подчас делают более феминистское искусство, чем женщины», — отмечает де Зегер. Свой проект в Москве она назвала «Больше света» и пригласила к участию около 80 художников из 25 стран. Все они создают специально для биеннале произведения о взаимодействии времени и пространства, художника и зрителя. Японка Майя Онода «плетет» огромные домашние кружева, индонезиец Джумади играет в национальный театр теней. Сун Дун раскладывает огромные инсталляции из мебели и вещей нескольких поколений китайских семей, кенийка Вангечи Муту делает завораживающие шаманские коллажи, а ливано-британская концептуалистка Мона Хатум — паутину из муранского стекла. Продлится это безумие до 20 октября.

Из Серии «Без Названия (Война)», Аслан Гайсумов (Россия)
Без названия (деталь), Н.С. Харша (Индия)
«Майский день», Робин Род (ЮАР)
«Человек, несущий дом» (фрагмент театра теней «Женщина, которая вышла замуж за гору»), Джумади (Индонезия/Австралия)
«Братья, играющие в неосвещенном коридоре недостроенного здания госпиталя – поселение беженцев с 1993 г.», Рена Эффенди (Азербайджан/Египет)
«Калейдоскоп» (деталь), Майя Онода (Япония)