Поиск
7 июля 2016

Все, что вы должны знать об искусстве старых мастеров, словами специалиста Christie's

Обязательный арт-алфавит от директора сектора частных продаж Christie’s, искусствоведа Алексея Ашота.
Все, что вы должны знать об искусстве старых мастеров, словами специалиста Christie's
  • Фото: Даша Ястребова
  • Текст: Ирина Дубина

А — Алексей Ашот. 31-летний директор департамента частных продаж «Искусство Старых Мастеров и британская живопись» аукционного дома Christie’s базируется в Лондоне и приезжает с деловыми визитами в Москву несколько раз в год. Алексей с отличием окончил бакалавриат в калифорнийском Университете Беркли, магистратуру по искусствоведению Университетского колледжа Лондона и работает в Christie’s уже десять лет и регулярно публикует свои исследования по искусству старых мастеров в каталогах аукционного дома.

А — Аукцион. 7 июля в Лондоне состоится эпохальный аукцион Christie’s, на котором среди 44 лотов впервые с 2002 года будет представлено масштабное и дорогостоящее полотно Питера Пауля Рубенса — «Лот и его дочери». В 2002 году был поставлен предыдущий аукционный рекорд: работа Рубенса «Избиение младенцев» была продана за 50 миллионов фунтов стерлингов.

Алексей Ашот в московском офисе Christie’s

Б — Биржа — фламандское слово. В XV — XVI веках Антверпен был мировой финансовой столицей, сродни сегодняшнему Нью-Йорку.

Б — Брейгели. В этой основополагающей для искусства старых мастеров теме многие теряются. Автором комплекта «Времена года», представленного на торгах, является Питер Брейгель Младший. Он был сыном Питера Брейгель Старшего, который родился в начале XV века в маленькой голландской деревне, у которой не было названия. Брейгель в переводе с голландского означает «деревушка», поэтому имя художника дословно можно перевести как «Питер из деревни». Его талант был высоко оценен, и в молодом возрасте Брейгель-старший переехал в Брюссель, стал учеником придворного художника и продолжил воспевать простую деревенскую жизнь, вращаясь в великосветских кругах. Брейгель Старший умер в возрасте 45 лет, успев за это время написать только 45 картин. У него было два сына: Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший. Брейгель Младший унаследовал художественный стиль отца и его сюжеты, развив их производство до огромной мастерской: у «Птичьей ловушки» есть 40 повторений высокого качества, у «Налогоплательщиков» — 28. Несмотря на серийность, они по сей день не теряют в цене: каждой «Птичьей ловушке» на торгах обеспечена цена от миллиона фунтов. Комплект «Времена года», принадлежавший одной известной и многочисленной швейцарской семье, мы оцениваем в 3−5 миллионов фунтов, что для четырех работ довольно скромно: по отдельности, к примеру, «Весна» продавалась за два миллиона. Мы ожидаем высокой конкуренции, так что эта цена, скорее всего, даст большой рост.

Питер Брейгель Младший. Серия «Времена года»

В — Венецианская школа. Венецианцы были первыми художниками в Италии, которые начали использовать масло и холст и развили эту технику, распространив ее по всей стране. Венеция была «воротами» между востоком и западом, через этот город шла вся торговля между Востоком и Европой, поэтому художникам были доступны лучшие пигменты. Эти предпосылки послужили основой для формирования отличительной черты венецианской школы от флорентийской — сочные, яркие краски, идея цвета. Работы флорентийцев Рафаэля, Микеланджело, Леонардо и Боттичелли, несмотря на их гениальность, отличаются спокойными, несколько бледноватыми цветами.

Д — Демократизация. В последнее время происходит демократизация аукционного бизнеса — затрачивая от 10 до 30 тысяч фунтов за работу, можно собрать потрясающую по качеству и исторической значимости коллекцию. К примеру, в этом году работа Эдварда ван Хэмсворта в идеальном состоянии продалась за 30 тысяч евро, а произведение знаменитого малого голландца Яна Стейна — за 60 тысяч евро. Отрадно, что имена русских коллекционеров за последние десять лет распространились по всей ценовой линейке: русские теперь покупают не только топ-лоты.

К — Кризис. Безусловно, спад наблюдается и у нас, и у наших конкурентов. Было несколько лет потише, но удивительно, что в апреле этого года Christie’s провел аукцион искусства старых мастеров в Нью-Йорке, который стал самым успешным за последние три года, с 2013 года. Рынок старых мастеров не столько просел, сколько стал очень непредсказуемым.

О — Отдел старых мастеров Christie’s является самым широким в хронологическом смысле: он охватывает работы, написанные в период с 1200 по 1851 год. 1851 год — это год смерти Уильяма Тернера, который является для нас рубежом, ознаменовывающим искусство нового времени. Географический диапазон отдела также широк: включает в себя всю Европу и страны, испытавшие в той или иной степени европейское влияние. В этой связи покупатели очень разные, последние пять лет в торгах активно участвуют, например, жители Южной Америки. Самая мощная возрастная группа покупателей для нашего отдела — от 40 до 60 лет, хотя есть редкие отрадные прецеденты молодых коллекционеров.

Р — Реставрация. В мире старых мастеров работам в среднем по четыреста лет, и все они отреставрированы в той или иной степени. Мы разделяем работы на те, которые сильно и неумело отреставрированы, и те, которые отреставрировано хорошо. На Christie’s нет работ, поврежденных негативным вмешательством, а только те, которым реставрация гарантировала долгую сохранность.

Р — Рубенс. Питер Пауль Рубенс был плодовитым художником, у него была огромная мастерская, и его небольшие работы появляются почти на каждом аукционе старых мастеров. Рубенс готовил композицию, делал эскизы, передавал их своим мастерам, которые делали основную часть работы, а сам художник в конце ее корректировал. Представленная на торгах картина «Лот и его дочери» примечательна в первую очередь тем, что каждый квадратный сантиметр этого масштабного полотна выполнен самим Рубенсом: очевидно, заказчиками были очень состоятельные или очень близкие художнику люди. Как специалист по фламандской живописи, я примерно знаю, где находятся все оставшиеся работы Рубенса — мы исходим из того, что музеи вряд ли будут продавать его работы. В частных руках полотна Рубенса сосредоточены в собрании семьи Лихтенштейнского принца, но они тоже не будут их продавать. Поэтому я совершенно серьезно утверждаю, что работа такого уровня попадает на открытый аукцион в последний раз на веку нашего поколения. Наши специалисты обнаружили ее в особняке наследников барона Мориса Хирша в Лондоне, где она проходила как «семейный Рубенс» и висела в гостиной без рамы, над диваном, перед которым играли дети.

Р — Русские покупатели. Когда я начинал работать в отделе почти десять лет назад, меня коробило, что мои коллеги, англичане и американцы, считали русского покупателя способным купить только Кранаха и Брейгеля. Это прекрасные художники, но ирония заключалась в том, что русские настолько помешаны на этих двух авторах, что готовы покупать все без разбора. Я не родился в Росиии, но считаю себя русским человеком и был воспитан с большим уважением к истории русского собирательства, делам Екатерины Великой, созданию Эрмитажа и других русских музеев. Русские коллекционеры в прошлом были великими собирателями итальянской живописи, крупными покровителями французских (Буше, Греза, Фрагонара) и британских авторов. Они выбирали все лучшее и самое изысканное из мирового искусства. Я всегда говорил, что русские еще покажут себя, настаивал на том, что в Россию надо привозить разные работы. И это сбылось: на сегодняшний день русские расширили свои горизонты: нет отрасли искусства, в которой любознательные русские клиенты, персонифицирующие себя с общеевропейским культурным контекстом, не отметились бы.

П — Проблема подписи. Для старых мастеров характерно то, что работы не подписывались или подписывались редко, поэтому авторство устанавливается, в основном, по историческим источникам и лабораторным исследованиям.

П — Пейзаж. Статус венецианской школы обуславливается в том числе и тем, что пейзаж как самостоятельный жанр только начал формироваться в то время. Ранее писать пейзаж считалось чем-то легкомысленным: художник должен был приносить свой талант в дар церкви или важным людям. Лед тронулся, когда венецианские художники начали развивать фоновые пейзажи к историческим и религиозным сюжетам. Те, кто был в Венеции, со мной согласятся: это красивый город с потусторонним оттенком, в нем почти не видно природы. Там очень красивые частные сады, но если идти по городу, то видишь только небо и воду. Венецианцы, выросшие на этом каменном острове, обожали поездки на материк. На рубеже XV и XVI веков начинается это переосмысление, и картина Джорджоне «Буря» является одним из первых самостоятельных пейзажей.

П — Плохие художники. Мы часто забываем, что помимо хороших художников, были и плохие, причем много. Их работы могут нас интересовать только с исторической точки зрения, а «пробились» сквозь века те мастера, качество работ которых назначало определенную цену, их могли себе позволить только очень богатые люди.

С — Страховая оценка в нашем бизнесе определяется галерейной ценой, так сложилось исторически, потому что пятьдесят лет назад на аукционах покупали только профессиональные арт-дилеры, галеристы. Цена страховки часто в два раза превышает ее эстимейт.

Т — Типичные предрассудки. Классика пугает неподготовленного покупателя: кажется, что чтобы в ней разбираться, нужно изучить большие объемы информации — люди бояться оказаться за столом не с той вилкой. Это обидно, потому что классика и ее сюжеты, на самом деле, более понятны, чем современное искусство, которое предполагает наличие проводника, который должен тебя к нему приобщить. Второй предрассудок заключается в том, что старыми мастерами по большей части интересуются музеи, и на рынке их становится меньше с каждым годом. Это аргумент, которым любят пользоваться дилеры модернизма и современного искусства, но это не совсем так: в пятитомном немецком биографическом словаре художников сто тысяч разных имен мастеров разных времен, так что произведений много. Каждый год происходят большие открытия, выходят на рынок картины, о которых никто даже не мечтал. Только на моем профессиональном веку появился автопортрет Рембрандта, хороший портрет Веласкеса, большое плотно Питера Брейгеля-Старшего. Они просто висят у кого-то дома на стене. Мир очень большой, и в нем очень много таких стен.

Ч — Чима де Конельяно — художник конца XV — начала XVI века, важнейший представитель венецианской школы поколения Беллини и Карпаччо, которая в следующем поколении породит Джорджоне и Тициана. В картине с семизначным эстимейтом «Богоматерь с младенцем на фоне пейзажа», представленной на торгах и на показе в Москве, еще чувствуется наследие Беллини и уже ощутимы намеки на появление Тициана. Интересен и ее провенанс: она долгое время находилась в США и выставлялась в нескольких университетских музеях Америки. Почти все картины Чимы на данный момент находятся в крупных музеях, включая Лувр, и в частных руках его почти не осталось: в русских собраниях есть работы этого художника, но со спорными атрибуциями. Многие искусствоведы считают де Конельяно едва ли не более значимым художником для развития мировой живописи, чем Рубенс, но его имя на сегодняшний день известно, по большей части, знатокам и специалистам, а не широкой публике.

Чима де Конельяно. Богоматерь с младенцем на фоне пейзажа.

Э — Эстимейт. Специалисты, формирующие эстимейт работ для каталогов, пытаются все подчинить логике: анализируют количество покупателей, провенанс и аукционную историю произведений. Но надо понимать, что эстимейт — это всегда приманка, и он не отражает нашу истинную оценку того или иного произведения.

Ю — Юбилей. Christie’s — старинная фирма, которая в этом году празднует 250-летний юбилей. Christie’s позиционирует себя не только как коммерческая институция: своей историей она внесла определенный культурный вклад в развитие общества. Мы считаем себя культурными послами, и регулярно организовываем выставки в разных странах, включая Россию.