Поиск
17 мая 2016

Выставка «Метаформы»: просто фантастика

В центре МАРС до 31 августа идет первая в России выставка виртуальной реальности «Метаформы». Один из художников проекта Миша Most опровергает слухи об убийстве граффити, «тупых рисунках», вандализме и другие мифы об уличном искусстве.
Выставка «Метаформы»: просто фантастика
  • Фото: gettyimages

Ничего подобного в Москве еще не было: выставка «Метаформы» в центре МАРС объединила современное искусство в лице стрит-арт художников Nootk, Misha Most, Aesthetics, Pokras Lampas, Aber, Alexey Kio & Ivan Benr, ЖЖ и виртуальную реальность — посредством очков от Samsung Gear VR. Чтобы правильно понять передовую мысль, сосредоточенную в семи залах галереи МАРС, Harper’s Bazaar ART попросил одного из художников проекта Мишу Most развенчать типичные предрассудки об уличном искусстве.

Художник Миша Most на фоне своего проекта для выставки «Метаформы»

МИФ № 1

Стрит-арт и граффити — это одно и то же

Давайте разделим понятия: сначала было граффити, оно зародилось в Америке в 80-х. Это мощная веха, которая повлияла в том числе на галерейный бизнес и современных художников, она породила стрит-арт. Потом появился паблик-арт, почему-то не очень популярный в Росcии, — городские инсталляции и скульптуры. Следующая стадия развития — современное искусство. Сейчас мы наблюдаем этап, когда официальные институции и крупные бренды заразились уличной энергетикой: так стрит-арт «переехал» в галереи, а уличные художники, в том числе и я, начали пробовать новые техники — холсты, редимейд, инсталляции. Поскольку стрит-арт подразумевает открытое пространство, от него в таком виде остаются только образы и определенный подход — цветовая гамма, энергетика. Наши работы для «Метаформ» правильнее относить к коллаборации современного искусства и высоких технологий.

МИФ № 2

Стрит-арт — только для молодых

Вопрос о возрасте неоднозначный: есть уличные художники, которым и 50, и 60 лет. Но в граффити средний возраст художников — 20−22 года, стрит-арт чуть постарше — 25−27. Это нормально: граффити довольно ограниченный жанр, лично мне оно поднадоело еще в 2005. Я искал для себя другие форматы, начал работать с холстами — получилось интересно. Конечно, для меня все началось с улицы, но дальше я начал развивать свою линию как художник. Мне 35 лет, я, к примеру, продолжаю граффити рисовать, которые еще в 1997 году начал, когда есть в этом творческая потребность, А граффити продолжаю рисовать, которые еще в 1997 году начал, когда есть в этом творческая потребность. Зачем ограничивать себя, совсем забрасывать улицу? Не очень понимаю.

МИФ № 3

Уличное искусство — это всегда протест

Необязательно. В стрит-арте вообще очень много позитивных тупых рисунков: иллюстрации, сердечки, смайлики, цветочки. Весь восточный Лондон изрисован портретами улыбающихся людей, там протеста совсем нет — по‑моему это скучная фигня, неинтересная. Граффити — более агрессивная тема, в ней больше ассоциации с вандализмом. Протеста больше, но он чисто социальный: «вы буржуи, винтики в системе, а мы бегаем и рисуем по вашим домам, где хотим». Но это необязательная составляющая: в какой-то момент человек, может, уже не захочет протестовать и найдет для себя другие стимулы.

МИФ № 4

Бэнкси — самый крутой

Сложно с этим спорить. Есть другие крутые чуваки, которых меньше знают, — но Бэнкси снабдил стрит-арт месседжем, социальным посылом. Раньше стрит-арт был более субкультурным: Obey клеил рожи на стены, тот же Бэнкси рисовал крыс, Space Invader — пиксельных чувачков: это напоминало брендирование территории своими логотипами. А Бэнкси вышел с социальной карикатурой, понятной каждому.

МИФ № 5

Стрит-арт погряз в коммерции

Стрит-арт сейчас — это модно. Я рисую 20 лет и мне есть с чем сравнить — сейчас, безусловно, наблюдается повышенный интерес. Это связано с коммерциализацией уличного искусства: как ты будешь протестовать, если у тебя администрация города заказала десятиэтажный фасад? Мы эти проблемы влияния коммерции на стрит-арт поднимали на круглых столах еще десять лет назад — и вот это произошло, я не удивлен. Правда, тогда я боялся, что это убьет граффити, но оказалось, что те, кому его мало, переходят в коммерческий стрит-арт. А к граффити интерес не спадает точно.

МИФ № 6

Виртуальная реальность убьет искусство

Абсолютно нет. Союз виртуальной и реальной реальностей — это очень круто. Также как в свое время у меня холсты дополняли стены, в этом проекте 3Д-технологии дополнила для меня пространство реальной комнаты. Есть опасность, что технологии могут сильно давлеть, искусство пропадает и остается только вау-эффект. Все художники старались в «Метаформах» этот баланс соблюдать. Я, например, использовал аудио-текст, скульптуру, визуальные образы из моей серии «Будущее прошлого», работать с которой я начал года четыре назад. Это не просто развлекуха, мы доносим свой замысел, идею. В моей комнате — это воображаемый кабинет ученых из будущего.
Виртуальная реальность может только сымитировать человеческий интеллект и чувства, но не заменить: искусство и любовь в безопасности.


Выставка «Метаформы» идет до 31 августа в центре МАРС (Пушкарев переулок, 5) со вторника по воскресенье с 12 до 22 часов.