Поиск
24 марта 2016

Выставки в Москве: 5 открытий марта

Не только весенний сезон в «Гараже»: тем, кто уже все видел, предлагаем провести вторую половину месяца с Виктором Пивоваровым, Дмитрием Гутовым и «Одноэтажной Америкой».
Выставки в Москве: 5 открытий марта
  • Текст: Дарья Горшкова
  • Фото: Архивы пресс-служб

Кроме снимков лучших американских фотодокументалистов из New York’s Photo League, выставленных в Еврейском музее и центре толерантности, фотонатюрмортов Тарин Саймон, многочисленных работ Виктора Пивоварова и инсталляции «В нашем дворе» Рашида Джонсона в «Гараже» и ряда отличных экспозиций, включенных в программу XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2016», есть очень и очень много причин отправиться в музеи — рассказываем о пяти выставках, которые стоит увидеть в ближайшие две недели.

Гелий Коржев

Третьяковская галерея на Крымском валу (24 марта — 11 июня)

Увидеть полотна Гелия Коржева — последнего великого русского реалиста XX века — стоит как минимум ради сильных эмоций и просвещения: несмотря на то, что этот художник стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов, стал одним из лидеров легендарных шестидесятников и оставался на высоте до конца 80-х, сегодня он оказался практически неизвестным широкой публике. Первая масштабная выставка Коржева включила в себя все работы, созданные с 1943 по 2011 год и стала не академической ретроспективой, а «авторским, кураторским взглядом на искусство мастера».

«Художник», 1961.
«Егорка-летун», 1976–1980.
«Натюрморт с топором и коловоротом», 1979.
«Натюрморт с грушами», 1982.
«Стакан молока», 1984.
«Самовар», 1984.



«Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях»

ММОМА (24 марта — 9 мая)

Не секрет, что в 1935—1936 гг. Илья Ильф и Евгений Петров провели четыре месяца в США, пересекли страну на автомобиле, а по возвращении в СССР написали путевые заметки «Одноэтажная Америка» — они, по мнению некоторых американских журналистов, стали лучшей книгой об их стране. Сегодня команда ММОМА заглядывает в архивы знаменитых советских писателей, изучая их письма, открытки и телеграммы, а также многочисленные фотографии, сделанные во время путешествия от океана до океана. Пережить его вместе с ними и увидеть американский архив Ильи Ильфа, представленный широкой публике впервые в истории, на выставке в рамках «Фотобиеннале-2016» можно вплоть до начала мая.



«Кружево напоказ»

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (26 марта — 20 ноября)

Популярность кружева в последние годы зашкаливает: дизайнеров, которые не используют его в своих коллекциях, можно пересчитать по пальцам. Самое время обратиться к истории, особенно если ее показывает ВМДПИ — в музее предлагают изучить все многообразие кружева — от первых образцов в костюме высшей знати XVIII века до лучших вариантов его современного использования, например, в готичных образах или экспериментальных проектах дизайнеров. Кроме того, в рамках выставки планируется целая программа спецпроектов с такими гигантами, как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене — их участие в судьбе выставки «Кружево напоказ» дорогого стоит.


Веер конца XIX века, Россия-Франция

Немухин, Гутов, Конышева

Музей ART4 (20 — 26 марта)

Рассматриваем работы нонконформиста и абстракциониста Владимира Немухина, представителя советского авангарда Натты Конышевой и современного художника Дмитрия Гутова в очень камерном формате: короткие выставки этих мэтров отечественного искусства призваны освежить в памяти их достижения и продемонстрировать подборку редких и интересных произведений. Натта Конышева, в этом году отмечающая 80-летие, например, представлена работами 1970−1980-х годов из собрания Игоря Маркина и живописью 2000−2015 годов из коллекций Максима Егорова и Елены Комаренко. Гутов — работами 2016 и 2000 годов, а Немухин — абстрактной живописью и скульптурами разных лет: наблюдаем, например, как рассыпаются плоскости его картин, открывая за собой бесконечное белое пространство.

Конышева Натта, «Открытие выставки Н.Терещенко», 2008.
Конышева Натта, «Райхельгауз», 2015.
Конышева Натта, «В галерее», 2012.
Дмитрий Гутов
Дмитрий Гутов
Дмитрий Гутов, «Rockefeller Center», 2005.
Владимир Немухин
Владимир Немухин, «Этюд», 1978.
Дмитрий Гутов



«Потерянные ключи» Виктора Пивоварова

ГМИИ имени А. С. Пушкина (22 марта — 15 мая)

Параллельно с крупной ретроспективой в Музее современного искусства «Гараж» ГМИИ имени А. С. Пушкина выставляет серию из восьми работ Пивоварова в главном здании, в зале с постоянной экспозицией. Прошлогодний цикл «Потерянные ключи» объединен стилистической игрой с искусством XV-XVI столетий — Виктор Пивоваров умело оперирует образами из живописи Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха, Джованни Беллини и вплетает узнаваемые детали ренессансной живописи в ткань современного искусства. Оценить его хитрые смысловые ловушки и проникнуться современной символикой можно до середины мая.


Виктор Пивоваров. «Автопортрет в юности». 2015. Холст, масло. Собственность автора.