Поиск
24 марта 2016

Выставки в Москве: 5 открытий марта

Не только весенний сезон в «Гараже»: тем, кто уже все видел, предлагаем провести вторую половину месяца с Виктором Пивоваровым, Дмитрием Гутовым и «Одноэтажной Америкой».
Выставки в Москве: 5 открытий марта
  • Текст: Дарья Горшкова
  • Фото: Архивы пресс-служб

Кроме снимков лучших американских фотодокументалистов из New York’s Photo League, выставленных в Еврейском музее и центре толерантности, фотонатюрмортов Тарин Саймон, многочисленных работ Виктора Пивоварова и инсталляции «В нашем дворе» Рашида Джонсона в «Гараже» и ряда отличных экспозиций, включенных в программу XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2016», есть очень и очень много причин отправиться в музеи — рассказываем о пяти выставках, которые стоит увидеть в ближайшие две недели.

Гелий Коржев

Третьяковская галерея на Крымском валу (24 марта — 11 июня)

Увидеть полотна Гелия Коржева — последнего великого русского реалиста XX века — стоит как минимум ради сильных эмоций и просвещения: несмотря на то, что этот художник стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов, стал одним из лидеров легендарных шестидесятников и оставался на высоте до конца 80-х, сегодня он оказался практически неизвестным широкой публике. Первая масштабная выставка Коржева включила в себя все работы, созданные с 1943 по 2011 год и стала не академической ретроспективой, а «авторским, кураторским взглядом на искусство мастера».



«Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях»

ММОМА (24 марта — 9 мая)

Не секрет, что в 1935—1936 гг. Илья Ильф и Евгений Петров провели четыре месяца в США, пересекли страну на автомобиле, а по возвращении в СССР написали путевые заметки «Одноэтажная Америка» — они, по мнению некоторых американских журналистов, стали лучшей книгой об их стране. Сегодня команда ММОМА заглядывает в архивы знаменитых советских писателей, изучая их письма, открытки и телеграммы, а также многочисленные фотографии, сделанные во время путешествия от океана до океана. Пережить его вместе с ними и увидеть американский архив Ильи Ильфа, представленный широкой публике впервые в истории, на выставке в рамках «Фотобиеннале-2016» можно вплоть до начала мая.



«Кружево напоказ»

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (26 марта — 20 ноября)

Популярность кружева в последние годы зашкаливает: дизайнеров, которые не используют его в своих коллекциях, можно пересчитать по пальцам. Самое время обратиться к истории, особенно если ее показывает ВМДПИ — в музее предлагают изучить все многообразие кружева — от первых образцов в костюме высшей знати XVIII века до лучших вариантов его современного использования, например, в готичных образах или экспериментальных проектах дизайнеров. Кроме того, в рамках выставки планируется целая программа спецпроектов с такими гигантами, как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене — их участие в судьбе выставки «Кружево напоказ» дорогого стоит.


Веер конца XIX века, Россия-Франция

Немухин, Гутов, Конышева

Музей ART4 (20 — 26 марта)

Рассматриваем работы нонконформиста и абстракциониста Владимира Немухина, представителя советского авангарда Натты Конышевой и современного художника Дмитрия Гутова в очень камерном формате: короткие выставки этих мэтров отечественного искусства призваны освежить в памяти их достижения и продемонстрировать подборку редких и интересных произведений. Натта Конышева, в этом году отмечающая 80-летие, например, представлена работами 1970−1980-х годов из собрания Игоря Маркина и живописью 2000−2015 годов из коллекций Максима Егорова и Елены Комаренко. Гутов — работами 2016 и 2000 годов, а Немухин — абстрактной живописью и скульптурами разных лет: наблюдаем, например, как рассыпаются плоскости его картин, открывая за собой бесконечное белое пространство.



«Потерянные ключи» Виктора Пивоварова

ГМИИ имени А. С. Пушкина (22 марта — 15 мая)

Параллельно с крупной ретроспективой в Музее современного искусства «Гараж» ГМИИ имени А. С. Пушкина выставляет серию из восьми работ Пивоварова в главном здании, в зале с постоянной экспозицией. Прошлогодний цикл «Потерянные ключи» объединен стилистической игрой с искусством XV-XVI столетий — Виктор Пивоваров умело оперирует образами из живописи Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха, Джованни Беллини и вплетает узнаваемые детали ренессансной живописи в ткань современного искусства. Оценить его хитрые смысловые ловушки и проникнуться современной символикой можно до середины мая.


Виктор Пивоваров. «Автопортрет в юности». 2015. Холст, масло. Собственность автора.