Поиск
15 февраля 2016

Выставки в Москве: Хёрст, Дельвуа, Сальгадо и другие

Рассказываем о главных выставках второй половины февраля, посвященных современному искусству и фотографии.
Выставки в Москве: Хёрст, Дельвуа, Сальгадо и другие
  • Текст: Дарья Горшкова
  • Фото: Архивы пресс-служб

«Мистификаторы»

с 12 февраля до 13 марта, ГЦСИ

Эрвин Вурм, Вим Дельвуа, Джордж Кондо, Барбара Крюгер, Пол Маккарти, Дэмиен Херст… Этих имен достаточно, чтобы безотлагательно отправиться на выставку «Мистификаторы» в ГЦСИ, где собрали ведущих современных художников из Америки, Азии и Европы. Список имен продолжают Тони Оуслер, Малкольм Морли, Тони Мателли, Ясумаса Моримура, Кейичи Танаами, Питер Сол и Джоэл-Питер Уиткин.

Всех их объединяет мистификация как творческий прием — укоренившееся в европейских языках греко-латинское слово mystification, некогда означавшее посвящение в таинство, в ХХ-XXI веках становится одной из главенствующих художественных практик. Еще одно значение важного в сфере искусства слова — обман, приписывание какому-либо предмету сверхъестественных свойств, намеренное введение в заблуждение. Как его обыгрывают Барбара Крюгер, работающая с образами масс-медиа в технике монтажа, Вим Дельвуа, конструирующий «машины» с помощью архитектурных элементов средневековых готических соборов, и другие видные современные художники, занятые трансформацией реальности и демонстрацией всего несуществующего, можно увидеть еще в течение месяца.

Выставку «Мистификаторы» ГЦСИ организуют в сотрудничестве с галереей Гари Татинцяна, где до 1 марта по‑прежнему можно посмотреть первую часть проекта — Mutated Reality (Мутированная реальность) — с работами Фрэнсиса Бэкона, Чака Клоуза, KAWS и других авторов.


Дэмиен Хёрст. «Прекрасный Муруга, интенсивная параноидальная живопись (с эманацией красоты)», 2008.

«Генезис. Фотографии Себастио Сальгадо»

с 18 февраля до 15 мая, Усадьба Муравьевых-Апостолов

Полгода назад в российский прокат вышел документальный фильм Вима Вендерса и Жулиану Сальгадо «Соль земли», посвященный путешествиям на край света и Себастио Сальгадо, и тогда об этом бразильском фотографе в России широко заговорили. Его участие в Фотобиеннале-2016 с выставкой «Генезис», включающей 245 избранных фотографий, станет продолжением беседы о величественной природе Земли, которую Сальгадо знает гораздо лучше всех нас.

За период с 2004 по 2011 год он совершил кругосветную фотографическую экспедицию и побывал в 32 обширных регионах, пока не тронутых современной цивилизацией. Сальгадо посетил пустыню Калахари, джунгли Индонезии, Галапагосские острова, Мадагаскар, Аляску, Антарктику, а также другие места удивительной красоты и сохранил их в тысячах черно-белых фотографий. Немало снимков он сделал и в России, исследовав полуостров Камчатка и остров Врангеля, — их наряду с остальными, далекими от Москвы территориями на выставке «Генезис» можно изучать три месяца.


Себастио Сальгадо. «Айсберг между островом Паулет и Южными Шетландскими островами в море Уэдделла. Антарктический полуостров», 2005.

«Дмитрий Тугаринов. Выставка к 60-летию мастера»

с 16 февраля до 6 марта, Российская Академия художеств

Провоцировать в скульптуре — пожалуй, самом классическом и сложном для восприятия виде искусства — задача не из легких. Такую высокую планку скульптор Дмитрий Тугаринов задал сам себе еще сорок лет назад: в советские времена молодой художник умудрялся обходить цензуру, делая работы на религиозные и политические темы. Впрочем, это не мешало ему выигрывать серьезные академические конкурсы и впоследствии самому надеть мантию академика. Сейчас, когда пали оковы запретов и в мире искусства царит свобода самовыражения, Тугаринов продолжает работать над «острыми» темами, изображая женщин «в теле» за занятиями аэробикой, одноногих балерин или людей на спиритическом сеансе.

Неудивительно, что Тугаринов — ярый противник парадных портретов. Иначе чем объяснить тот факт, что Белла Ахмадулина у него в растянутом свитере и валенках, Василий Суриков в домашнем халате и тапочках, а генералиссимус Суворов, два памятника которому Тугаринов установил в Швейцарии, изображен старым, больным человеком, а не бравым полководцем? Ответ лежит, как ни странно, на поверхности. По мнению скульптора, за каждой парадной формой, мундиром и смокингом скрывается вот такой простой человек — в старом свитере и тапочках, иногда простуженный. Именно человечность и обыкновенность Тугаринов ценит в своих героях, а не внешние проявления их карьерных успехов.

Вторая персональная выставка Тугаринова в стенах Российской Академии художеств займет десять залов, каждый из которых будет посвящен определенной тематике. Встречать гостей будет маленькая девочка в больших маминых туфлях — идентичная работа установлена в парке Музеон. А провожать -любимые скульптором рубенсовские женщины в гимнастической позе березки, зал с которыми иронично назван «Березовой рощей».