Поиск
24 июня 2015

Юрий Смекалов о балете Infinita Frida

«Это история молодой художницы, для которой палитра красок и есть судьба», — говорит Юрий Смекалов о своем балете Infinita Frida, посвященном Фриде Кало. О премьере, которая 5 и 6 июля состоится в Санкт-Петербурге, хореограф рассказал в интервью для Bazaar.ru.
Юрий Смекалов о балете Infinita Frida
  • Фото: Архивы пресс-служб
  • Текст: Дарья Горшкова

Первая встреча балета Infinida Frida c публикой произошла в 2013 году: тогда постановка Юрия Смекалова, посвященная творчеству великой художницы Фриды Кало собрала абсолютный аншлаг на двух премьерных показах в Мексике. Кроме того, она получила распространение на государственном телевизионном канале и еще в двух театрах страны, где велась прямая трансляция. Балет был создан при поддержке правительства, которому очень понравилась идея фонда, основанного Элизой Каррильо Кабрера — примой Государственного берлинского балета, послом культуры Мексики в мире и членом Международного танцевального совета ЮНЕСКО. Кроме официальных причин появления Infinida Frida были и сугубо личные: Элиза Кабрера в детстве жила неподалеку от дома Кало и так восхищалась личностью художницы, что взяла ее за образец мужества и вдохновения в своем творчестве.

По стечению обстоятельств отношением Элизы к Фриде проникся и Юрий Смекалов — солист Мариинского театра (с 2008 года и по сей день), а также опытный хореограф-постановщик, чьи работы принимают лучшие площадки Санкт-Петербурга и других культурных столиц мира. Его одноактные балеты «Предчувствие весны» и «Завод «Болеро», дебютировавшие в 2010 году на сцене Мариинского театра, двухактный балет для детей «Мойдодыр», поставленный для Большого театра два года спустя, а также более поздние работы Intensio и «Камера обскура» — лишь часть творческой биографии молодого балетмейстера. Об одном из самых дорогих сердцу балетов — Infinida Frida — и других интересных проектах Юрий поведал нам накануне премьеры.

О чем бы Вы хотели рассказать тем, кто смотрит балет, но не занимается им профессионально?

Очень сложно об этом говорить коротко, но если постараться, то: балет — это возможность одновременно чувствовать искусство всеми органами человеческого восприятия. Послевкусие от хорошего спектакля будет некоторое время преследовать даже неискушенного зрителя.

Какой сценический образ Вы могли бы назвать Вашей «второй кожей«?

Как артист-профессионал я стараюсь, чтобы каждая моя роль попадала под такое определение. Моя цель — убедить зрителя в подлинности персонажа, лишить публику желания рассматривать люстру во время сценического действия.

Почему Вы решили попробовать себя в качестве постановщика и в своем первом одноактном балете отвечали не только за хореографию, но также за либретто и музыкальную партитуру?

Думаю, мною двигал юношеский максимализм. Что касается постановочной работы, ее я начал осваивать в двадцать лет, после травмы, которая оказалась несовместимой с балетом. Без него я не мог представить своей жизни.

Фото: Александр Гуляев

У Вас большой опыт в постановке номеров для фигуристов, в том числе для Евгения Плющенко. В чем для Вас заключаются главные различия танцев на льду и балета, и что у них общего?

В обуви. Шучу. А если серьезно, то — в цели. Фигурное катание — спорт, а, значит, цель — победа. Спортсмен является последним рубежом в ее достижении, следовательно, вся команда работает на спортсмена. В авторском балетном театре, зачастую, артист — средство выражения замысла художника. В хореографическом искусстве у танцовщика есть возможность стать самостоятельной творческой единицей, показать всю широту своего диапазона: от классики до модерна. Тут и появляется желание сравнить возможности исполнителей. Но медалей за это не выдают, поэтому цель у артиста балета — творческая самореализация.

Ваше творческое объединение «Музыка Искусство Танец» дает возможность поставить балет любому желающему. Расскажите о самых интересных идеях и участниках проекта.

Творческое объединение находится в начале своего пути. Я надеюсь, что он будет долгим и интересным. Большое счастье, что мне выпало работать с прекрасным современным композитором Александром Маевым, чьи работы — настоящее открытие для балетного искусства. Молодой и талантливый художник Елисей Шепелев впервые продемонстрировал себя в одноактном балете Intensio. Мне довелось работать с Владимиром Шкляровым — одним из лучших артистов балета в мире. Элиза Кабрера, прима-балерина «Штатс Балет Берлин», исполняет главную партию в балете Infinita Frida. Ее уникальность можно оценить, посмотрев спектакль. На мой взгляд, она безгранично талантлива. Творческое объединение MAD Company дает новые возможности не только хореографам, но и композиторам, художникам, артистам и даже театрам.

Почему двухактный балет Infinita Frida «ехал» в Россию так долго? Его премьера в Мексике состоялась два года назад.

Реализовать проект полноценного спектакля очень нелегко, тем более, что форма интернациональной антрепризы в балетном мире практически невозможна из-за больших рисков и затрат. Вот почему самостоятельная реализация балетного спектакля убыточна. Нужно найти средства для проката хотя бы двух спектаклей. И на это ушло два года.

Чем обусловлен выбор площадки для премьерных показов? Почему не Мариинский театр?

Мы планировали, чтобы премьера спектакля в России совпала с днем рождения Фриды Кало (6 июля). Как раз в это время в Мариинском театре проходит фестиваль «Белые ночи», программа которого составляется заранее. А в Александринке начинается отпуск. На мой взгляд, его сцена идеальна для нашего спектакля.

Фото: Валентин Барановский

Когда этот спектакль смогут увидеть московские зрители?

Я очень надеюсь, что у нас появится возможность привести балет в Москву в новом сезоне. В столице проходит огромное количество различных фестивалей, и мне кажется, что формат подходящий. Очень важно, чтобы спектакль шел как можно чаще. Двухлетний перерыв — это длительный перерыв, балет приходится учить заново.

Как Вы видите искусство Фриды Кало и возможные способы его постановки?

Лично для меня художественный мир Фриды — это совмещение красоты, боли, нежности, страданий и безграничной любви к жизни в каждой картине. В одном из своих высказываний Фрида вполне раскрывает суть своего творчества: «Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность». Спектакль рассказывает не только о Фриде. Это история молодой художницы, для которой палитра красок и есть судьба.

Этот год отмечен для Вас тремя крупными балетными премьерами: «Испанские миниатюры», «Орфей и Эвридика» и номером Who is my Shadow?, который Вы поставили для молодых американских звезд. Что дальше?

Не могу назвать эти премьеры «крупными», но все же каждая для меня значима. В следующем сезоне планируется несколько масштабных работ. Но они пока держатся в секрете. Я расскажу о них позже.

Афиша балета Infinita Frida. Фото: Олег Зотов