Поиск
7 июня 2017

Что нужно знать о поэзии советского андеграунда

Куратор Саша Обухова об Игоре Холине, Генрихе Сапгире и «Паровозике из Ромашково»

Генрих Сапгир и Игорь Холин на выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Москва, 1975 год (коллекция Игоря Пальмина)
Генрих Сапгир и Игорь Холин на выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Москва, 1975 год (коллекция Игоря Пальмина)

Готовясь к насыщенному событиями лету, «Гараж» открыл необычную выставку, связанную не столько с совриском, сколько с литературой. «Холин и Сапгир. На правах рукописи» — уникальное собрание документов о жизни и творчестве двух выдающихся поэтов-экспериментаторов Игоре Холине и Генрихе Сапгире. В том числе фотопортреты, сделанные хроникером московского андеграунда 1960−1970-х годов Игорем Пальминым. Куратор Саша Обухова объясняет, почему их стыдно не знать, и рассказывает о том, как жила «тусовка» московского культурного подполья более полувека назад.

В советские времена поэзия развивалась по довольно консервативному пути. Главным поэтом современности по‑прежнему считался Александр Пушкин, а в его тени прорастали советские поэты — члены Союза советских писателей. Все эксперименты с поэтическим словом были практически под запретом. Поэты-новаторы не печатались, они были исключены из культурного процесса. Но они были.

Слева направо: машинопись Генриха Сапгира «Новые стихи» с автографом, 1967 год (коллекция Виктора Пивоварова); записка Игоря Холина Виктору Пивоварову, 1993 год (коллекция Виктора Пивоварова); обложка книги Игоря Холина «Воинрид» с рисунками Виктора Пивоварова, издатель С. Ниточкин, тираж № 433/537, 1993 год
Слева направо: машинопись Генриха Сапгира «Новые стихи» с автографом, 1967 год (коллекция Виктора Пивоварова); записка Игоря Холина Виктору Пивоварову, 1993 год (коллекция Виктора Пивоварова); обложка книги Игоря Холина «Воинрид» с рисунками Виктора Пивоварова, издатель С. Ниточкин, тираж № 433/537, 1993 год

Обложка книги Игоря Холина «Жадный лягушонок», иллюстрации Сюзанны Бялковской, издательство «Детский мир», Москва, 1962 год
Обложка книги Игоря Холина «Жадный лягушонок», иллюстрации Сюзанны Бялковской, издательство «Детский мир», Москва, 1962 год


Одними из главных фигур новаторской поэзии ХХ века являлись Игорь Холин и Генрих Сапгир. Это более радикальные поэты, чем Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и даже Иосиф Бродский. Они преобразили облик российского стиха, продолжая традиции Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, великих поэтов-футуристов. И не в последнюю очередь — Даниила Хармса, одного из лидеров движения ОБЭРИУ. Эта традиция сложилась в середине 50-х годов в кружке поэта старшего поколения Евгения Кропивницкого, неформального лидера Лианозовской группы, в которую входили знаменитые ныне Оскар Рабин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова. Входили в нее и молодые Холин с Сапгиром, оказавшие чрезвычайно важное влияние на следующее поколение художников и поэтов, принадлежащих к московской школе концептуализма: Виктора Пивоварова, Илью Кабакова — и более молодых художников: Андрея Монастырского, Никиту Алексеева, Льва Рубинштейна.

Игорь Холин и Генрих Сапгир — поэты великие. И не только благодаря новаторскому наследию. Они оставили детские книги и сценарии мультфильмов, которые наверняка знакомы каждому из нас с детства: «Паровозик из Ромашково» 60-х годов был написан Генрихом Сапгиром в соавторстве с Геннадием Цыферовым. Ему же принадлежат строки: «Принцесса была прекрасная, погода была ужасная». Детская литература для поэтов того времени не просто способ заработать деньги, но и важный лабораторный опыт в стихосложении. Детская литература была очень важная и для художников — детские книги иллюстрировали Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и многие другие.

Машинопись Генриха Сапгира «Вершина неопределенности» с автографом, 1981 год (коллекция Л. П. Талочкина); Генрих Сапгир, копия рисунка Виктора Пивоварова, 1987 год (коллекция Виктора Пивоварова)
Машинопись Генриха Сапгира «Вершина неопределенности» с автографом, 1981 год (коллекция Л. П. Талочкина); Генрих Сапгир, копия рисунка Виктора Пивоварова, 1987 год (коллекция Виктора Пивоварова)

«Взрослые» стихи Холина и Сапгира начали выходить только в конце 80-х — начале 90-х. Это было время самых необычных и отчаянных инициатив. Когда открылась возможность начать свой бизнес, интеллигенты стали издавать то, что они знали и любили. Так появились первые издания стихов так называемого «барачного цикла» 50-х годов. Первые книги выходили небольшим тиражом на шальные деньги. Теперь эти издания — библиографические редкости. И они есть в архиве «Гаража». В последних поступлениях музея оказалось большое количество документов, связанных с Холиным и Сапгиром: рукописи, самодельные книги. Это машинописные сборники, украшенные их автографами, дарственными надписями — в 60—80-е годы самиздат был лучшим подарком на праздники.

Одним из главных хроникеров 60—70-х годов стал фотограф Игорь Пальмин — выдающийся фотохудожник, автор знаменитых альбомов по архитектуре конструктивизма и модерна. Но прежде всего Пальмин известен как фотограф-документалист, который входил в очень тесный круг подпольной Москвы. Все знаменитые портреты художников-лианозовцев принадлежат именно Пальмину. Помимо московской неофициальной «тусовки», он снимал и других культовых персонажей этого времени: у него есть портреты известного писателя-диссидента Льва Копелева, Анастасии Цветаевой, Беллы Ахмадулиной и других поэтов, читавших в 60-х стихи в Политехническом музее. Многие коллекционеры собирают фотографии Пальмина как произведения искусства. Он дружил и с художниками, и с поэтами, и только доверяя фотографу, они могли так раскрыться в кадре.

Слева направо: Игорь Холин, 1950-е, автор фото неизвестен (предоставлено Сабиной Хэнсген); Игорь Холин, копия рисунка Виктора Пивоварова, 1987 год (коллекция Виктора Пивоварова); машинопись Игоря Холина «Умер земной шар» с автографом, 1965 год (коллекция Виктора Пивоварова)
Слева направо: Игорь Холин, 1950-е, автор фото неизвестен (предоставлено Сабиной Хэнсген); Игорь Холин, копия рисунка Виктора Пивоварова, 1987 год (коллекция Виктора Пивоварова); машинопись Игоря Холина «Умер земной шар» с автографом, 1965 год (коллекция Виктора Пивоварова)

Обложка книги Генриха Сапгира «Сонеты на рубашках», художник Л. Е. Кропивницкий, издательство «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989 год
Обложка книги Генриха Сапгира «Сонеты на рубашках», художник Л. Е. Кропивницкий, издательство «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989 год

Выставка «Холин и Сапгир. На правах рукописи» проходит в музее «Гараж» до 13 августа.