Поиск
16 июня 2017

Экскурсия с художником: Юрий Васильев о красном как главном русском цвете

Раскрашенные березы и перформансы на выставке в ГЦСИ

Fashion Russian Red, серия фотографий, 2003
Fashion Russian Red, серия фотографий, 2003

В Государственном центре современного искусства открылся занятный проект «Russian Red Обыкновенный». Вот уже лет 15 калининградский художник Юрий Васильев один за другим делает проекты о красном цвете — раскрашивает стволы деревьев, черпает воду из проруби красным ведром, снимает деревенских жителей в красных нарядах из секонд-хенда. Bazaar.ru расспросил художника о страсти к красному и месте этого цвета в русской культуре. А куратор Евгений Уманский и директор по региональному развитию РОСИЗО Алиса Прудникова рассказали о концепции проекта и параллельной программе: нас ждут еще лекции и перформансы о красном цвете.

С чего все началось

Юрий Васильев: «В 80-е я делал плакаты для Калининградского драматического театра. С 90-х до 2000-х занимался графикой (печатная графика, уникальная графика, коллажи). В основном это были абстрактные работы без названия. Красный цвет появился в моих работах до того, как родился проект Russian Red — как символ яркого жеста, модернистского искусства и авангардизма. В 2000 году, под Костромой, белые стволы берез были покрашены в красный цвет — получился странный абсурдный березняк. А в 2001-м я получил приглашение участвовать в проекте «Прусский синий» — большой выставочной программе, посвященной юбилею коронации Фридриха Первого в качестве первого прусского короля в 1701 году в Кенигсберге. «Прусский синий» — в этом названии я услышал вызов и дал на него ответ, назвав свою работу для выставки «Прусский синий — русский красный». Это и послужило началом дальнейшего проекта. Стали появляться серии Fashion Russian Red в 2003-м, Russian Red Rebranding в 2007-м, Russian Red Supremus в 2008-м и так далее. Особенность моего творчества — в работе с контрастами: снег и кипяток, видео и русская национальная фактура, актуальное искусство и почвенность. Выражение темы русского через красный, который ложится на поверхность, но говорит о внутреннем».

О деревенских жителях

Юрий Васильев: «В 2000 году мне посчастливилось встретиться и провести много времени с жителями деревни Пирогово, Костромской области. Там всего 9 домов. Видео и фотография позволили отразить их повседневность, разделить с ними радость и отчаяние. Именно там были сделаны многие работы. Вся деревня принимала активное участие в их создании. В проекте Fashion Russian Red все жители деревни ходили в красных одеждах: пиджаках, юбках, плащах, купленных в секонд-хенде. Многие потом эту одежду надевали по праздникам».

Фотоперформанс, видеоинсталляция «Роща», 2001
Фотоперформанс, видеоинсталляция «Роща», 2001

Russian Red White, 2009, видео
Russian Red White, 2009, видео

О символичности красного

Юрий Васильев: «Красный цвет в самые разные времена символизировал проявления страстей. Он связан со всем тем, что вызывает бурю эмоций — как позитивных, так и негативных. Красного много в русском языке и сознании, он олицетворяет огонь и кровь, пламенную любовь и веру, торжественность и власть — по сути, красный является символом жизни. Но в моих работах также очень важен и белый цвет. В проекте Russian Red белый и красный образуют устойчивую эмблематическую пару. Белый предстает как земное бытие, красный — как божественный цвет. Мой герой — это человек, живущий в своем обособленном мире. Среди белого, заснеженного пространства разгорается «обыкновенный» красный его страстей».

О красном в истории русского искусства

Юрий Васильев: «В нашей русской природе красный прежде всего — это кровь, кровь животных и человека, кровь, пролитая в поединке и на войне. Кроме того, это цвет огня, очага, пожара. И праздника. Странно, но факт — символом России, а также славянства вообще является именно красный цвет. Много красного мы видим в народном искусстве и костюме. Существенную роль, особенно в качестве фона, красный играл в древней иконописи — как знак торжества вечной жизни. Русский символизм в лице Петрова-Водкина вывел на сцену красного коня, русский сезанизм периода революционного авангардизма — красные стулья Фалька, а «Красный вагон» Ильи Кабакова характеризует наилучшим образом советскую Россию».

Об источниках вдохновения

Юрий Васильев: «Невозможно назвать одного-двух художников, которые оказывают влияние на мое творчество — их много, и с каждым годом количество увеличивается. Меня вдохновляет творчество Виктора Попкова, его цикл «Мезенские вдовы», демоны Михаила Врубеля, рассказы Василия Шукшина, фильмы Ингмара Бергмана и Алексея Германа, стихи Марины Цветаевой, Иосифа Бродского».

«Охотники за метеоритами», серия фотографий, 2012
«Охотники за метеоритами», серия фотографий, 2012

Fashion Russian Red, серия фотографий, 2003
Fashion Russian Red, серия фотографий, 2003

О самом ярком экспонате

Евгений Уманский: «Мы выбрали формат тотальной инсталляции, чтобы воспринять творчество автора целиком. Поэтому логика выстраивания экспозиции связана именно с этим понятием: мы «перетекаем» из одного произведения в другое и в конце концов выстраиваем общую картину мироощущения художника. Есть, конечно, акценты в экспозиции. Самый яркий экспонат — это, безусловно, красный объект в центре зала, внутри которого находится видеоработа — инсталляция, которая предлагает зрителю всмотреться в само произведение».

О перформансах и лекциях о красном

Алиса Прудникова: «Параллельная программа к выставке «Russian Red Обыкновенный» состоит из цикла перформансов и лекционно-дискуссионной панели. В перформативной программе «Опыты аудиовизуального: Пространство красного» вы познакомитесь как с известными, так и с начинающими саунд-художниками, композиторами, медиахудожниками, чьи работы концептуально связаны с красным цветом: театр голоса «Ла Гол», Анастасия Алехина, Ilya Selikhov & Shen SumSum. Лекционную часть проекта мы замыслили как разговор о роли красного цвета в различных областях культуры. Так, известный художник Андрей Бартенев представит свой экспериментальный взгляд на роль красного в современном перформативном искусстве, философ Игорь Чубаров расскажет, почему «левых называют красными», а музыкант и поэт Юрий Метелкин — как в эпоху красного агитпропа звучало наше радио».

«Прошлой будущей зимой», видеоинсталляция, Калининградская художественная галерея, Россия, 2011
«Прошлой будущей зимой», видеоинсталляция, Калининградская художественная галерея, Россия, 2011

Выставка «Russian Red Обыкновенный» проходит в ГЦСИ до 16 июля.