Поиск
12 декабря 2017

Крепкий союз: зачем современные художники посвящают работы шампанскому Дому Ruinart

А началось все с Альфонса Мухи

Маартен Баас (Maarten Baas)
Маартен Баас (Maarten Baas) «Display», 2008 год

На протяжении многих лет один из старейших Домов шампанского Ruinart сотрудничает с дизайнерами, живописцами, скульпторами. Идея приглашать художников для совместных проектов родилась больше столетия назад. В 1896 году по просьбе Андре Рюинара знаменитый чех Альфонс Муха создал рекламный плакат, положивший начало истории коллабораций Ruinart с современными деятелями искусства. На сегодняшний день Ruinart работает с 35 выставками и арт-ярмарками по всему миру и является неизменным патроном современных российских художников. Под попечительством Дома в 2015 году была учреждена премия художественного фонда «Московская биеннале».

В октябре этого года на ярмарке современного искусства FIAC, которая традиционно проходит в парижском Гран-Пале, была представлена работа Жауме Пленса. Произведения этого испанского художника известны во всем мире. Cкульптура Пленса посвящена Тьерри Рюинару, родному дяде Николя Рюинара, основателя Дома Ruinart.

Тьерри Рюинар был членом одного из старейших монашеских орденов — бенедиктинского. Вклад этого ордена в развитие науки и искусства сложно переоценить. Сам Тьерри Рюинар был магистром искусств, но посвятил свою жизнь сложной богословской дисциплине — агиографии (изучению житий святых). Впрочем, это не мешало ему страстно любить литературу, изучать языки и исследовать историю родной Шампани и мировых цивилизаций. Его научные труды, написанные на греческом, латыни и французском легли в основу многих научных исследований.

Слева направо: портрет монаха дома Тьерри Рюинара, конец 17 века; Дом Ruinart в Реймсе; плакат Альфонса Мухи
Слева направо: портрет монаха дома Тьерри Рюинара, конец 17 века; Дом Ruinart в Реймсе; плакат Альфонса Мухи «Champagne Ruinart», 1896 год

Чтобы отдать дань уважения наследию ученого монаха, Ruinart обратился к Жауме Пленсу, который, как никто, умеет трансформировать слова в произведения искусства. Его грандиозные творения представляют собой силуэты человеческих тел. Одни из них сидят на коленях, другие — стоят в полный рост. Все они как будто погружены в медитативный транс и отдаленно похожи на роденовских мыслителей, правда, в отличие от первых, их взгляд устремлен в бесконечность. Художник работал над скульптурой для Ruinart в течение пяти месяцев. Пленс разложил многоязычные работы Тьерри Рюинара на слова, буквы и цифры. Почти бесплотная фигура, оставляющая лишь тонкий намек на черты лица Тьерри Рюинара, составлена из резных знаков нескольких языков. Буквы из нержавеющей стали пропускают через себя свет и словно уходят глубоко в землю, подобно корням виноградной лозы.

В 2016 году голландский фотограф Эрвин Олаф стал автором одной из самых оригинальных арт-коллабораций со знаменитым домом шампанских вин. Он создал 26 абстрактных черно-белых работ под названием «Свет». Они были сняты в погребах Ruinart в Реймсе. Подвалы для хранения вин, протянувшиеся на многие километры, расположены в древних тоннелях. Еще во времена Римской империи там добывали известняк. Погреба, принадлежащие винодельческому дому, находятся на глубине 38 метров, а их протяженность составляет 8 километров. В 1931 году они были признаны

историческим памятником и находятся под охраной ЮНЕСКО.

Эрвин Олаф
Эрвин Олаф

Погреба Ruinart в Реймсе
Погреба Ruinart в Реймсе

Погреба Ruinart в Реймсе
Погреба Ruinart в Реймсе

Олаф вдохновлялся уникальными природными отпечатками и забавными рисунками безымянных авторов на стенах погребов. Ему удалось совершенно по‑новому запечатлеть эти изображения, так напоминающие первобытную наскальную живопись. Подобным образом художники начала ХХ века, в том числе Пикассо, переосмысляли доисторическое искусство. Черно-белые фотографии Эрвина Олафа чудесным образом погружают зрителя в многовековую историю этих погребов. Впрочем, художнику удалось запечатлеть не просто стены, но и историю искусства вообще. Работы голландского фотографа отсылают зрителя не только к первобытной живописи, но и к произведениям Марка Ротко, Дэмиена Херста, а также немецких и голландских абстракционистов.

Французскому художнику Юберу Ле Галлю винодельческий дом Ruinart предложил показать виноградники в разное время года. Так появился своеобразный календарь из 12-ти стеклянных скульптур. Осенью, зимой, весной и летом долина виноградников выглядит по‑разному, и каждый новый месяц преображает пейзаж. Тонкий и порой едва уловимый переход от одного месяца к другому, художнику удалось запечатлеть в изящной и хрупкой скульптуре. В центре этой прекрасной скульптурной серии находятся человек и природа. Виноградники символизируют результат работы природы и труд человека, который направляет и контролирует ее на благо себе.

 Юбер Ле Галль (Hubert le Gall)
Юбер Ле Галль (Hubert le Gall) «The Glass Calendar»

Работа над проектом, позволила художнику осуществить свою заветную мечту — поработать в мастерских острова Мурано. По словам Ле Галля, ничто не может так передать свет и цвет, игристость, легкость и прозрачность шампанского, как стекло. Сотрудничество Ruinart и муранцев стало своеобразным диалогом между старейшими производителями шампанского и изготовителями знаменитого на весь мир стекла. Ведь и те, и другие чтут традиции и бережно хранят и соблюдают старинные технологии. К тому же пузырьки внутри муранских изделий, как ничто напоминают о шампанском.

Среди последних проектов Дома Ruinart — анимированная иммерсивная история Petit R, созданная по рисункам японского художника Канако Куно. Красочное шоу проецируется прямо на ваш обеденный стол при помощи 3D-видеомэппинга. И всё вокруг — от скатерти до тарелок — превращается в волшебный экран, на котором рассказывается о невероятной истории Дома шампанского Ruinart. А посмотреть видео-спектакль может каждый, зарезервировав обед в знаменитом доме № 4 на рю де Крайер в Реймсе.