Поиск
5 апреля 2017

Математический подход: Зинаида Серебрякова в цифрах

От первого успеха до рекорда на Sotheby’s

Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковке 5 апреля открылась масштабная ретроспектива Зинаиды Серебряковой. Прежде чем познакомиться с работами одной из первых выдающихся женщин в искусстве, изучаем биографию художницы.

2

Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в имении Нескучное (ныне — село в Харьковской области Украины). Здесь она провела первые два года жизни. Семья у Серебряковой была необычная. Ее дед по материнской линии — известный архитектор Николай Бенуа. Знаменитый художник Александр Бенуа был ее дядей. Его сестра Екатерина, мать Серебряковой, в молодости была художником-графиком. А Евгений Лансере, отец художницы, был популярным скульптором. Неудивительно, что уже в юности Зинаида решила связать жизнь с искусством.

16

В 16 лет Серебрякова поступает в художественную школу, основанную знаменитой меценаткой княгиней Марией Тенишевой. В те годы там преподавал сам Илья Репин. На этом тяга Серебряковой к самосовершенствованию не закончилась — в 1902—1903 годах она путешествует по Италии в лучших традициях предшествующих поколений русских художников. А в 1905—1906-м занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. Там она выходит замуж за своего двоюродного брата Бориса Серебрякова. Из Парижа художница возвращается в Петербург и начинает активно работать.

Зинаида Серебрякова. «Беление холста». 1917. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова. «Беление холста». 1917. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Зинаида Серебрякова.«Мальчики в матросских тельняшках». 1919. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова."Мальчики в матросских тельняшках». 1919. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

1910

Известность пришла к Серебряковой довольно рано — в 24 года. В 1910-м на выставке Союза русских художников был показан ее хрестоматийный портрет «За туалетом» — Совет Третьяковской галереи тут же приобрел полотно. Эта легкая, пронизанная утренним светом картина не так проста, как кажется. Художница изобразила свое отражение в зеркале — в результате мы смотрим на прихорашивающуюся Серебрякову ее же собственными глазами. Выставку 1910-го, столь важную для карьеры Серебряковой, организовал «Мир искусства», однако сама она присоединится к этому декадентскому обществу лишь год спустя.

И снова 2

Комсомольская площадь, 2, — таков адрес Казанского вокзала в Москве. Мало кто знает, что по приглашению Александра Бенуа в 1916 году Серебрякова приняла участие в работе над вокзальными интерьерами. Художница создала эскизы четырех композиций с женскими фигурами, воплощающими восточные страны: Японию, Индию, Турцию и Сиам. Но революция помешала воплотить проект в жизнь.

4

В 1910-х Серебрякову занимает крестьянская тема. В 1915-м она завершает картины «Жатва» и «Крестьяне». Самое главное «крестьянское» полотно Серебрякова написала в революционном 1917-м. «Беление холста» изображает четырех крестьянок — низкая линия горизонта и скульптурная светотень придают женским фигурам монументальности, художница превращает прозаичную рутинную работу в торжественное, ритуальное действо.

Зинаида Серебрякова. «Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии». 1916. Бумага верже на картоне, темпера. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова. «Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии». 1916. Бумага верже на картоне, темпера. Государственная Третьяковская галерея

Зинаида Серебрякова. «Персия». 1916. Бумага, темпера. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова. «Персия». 1916. Бумага, темпера. Государственная Третьяковская галерея

1924

Революция перевернула жизнь Серебряковой с ног на голову — родное имение Нескучное было разграблено, фамильный дом сожжен, а художественная мастерская разрушена. После внезапной кончины мужа в 1919 году Серебрякова остается практически без средств к существованию. Некоторое время художница зарабатывает на жизнь в Харьковском археологическом музее, где создает эскизы экспонатов. А в 1920-м перебирается в Петроград. Открестившись от новоявленных революционных сюжетов, Серебрякова остается верна эстетике мирискусников. В ее полотна проникает театр — в те годы ее старшая дочь Татьяна начинает заниматься балетом. Переломным в жизни Серебряковой стал 1924-й — в этом году ее работы впервые показывают в Америке, а сама художница отправляется в Париж — там ей заказывают масштабное декоративное панно. На родину Серебрякова больше не вернется.

36

Эмигрировать Серебрякова не собиралась, но назад в советскую Россию ее не впустили. Вскоре к ней перебрались двое детей — Александр и Екатерина. Двум другим — Евгению и Татьяне — выбраться из СССР не удалось. Со старшей дочерью Серебрякова увидится лишь спустя 36 лет — эпоха оттепели смягчила советские порядки, и в 1960-м Татьяне разрешили навестить мать.

23

Целых 23 года Серебрякова живет с паспортом беженки — французское гражданство ей дают лишь в 1947 году. Современники отмечали, что в эмиграции художница вела замкнутую жизнь, общаясь в основном с бежавшими от революции знакомыми по Санкт-Петербургу. Она пишет пейзажи во Французской Ривьере, в Провансе, Бретани, Швейцарии и Италии. И два раза посещает Марокко — в 1928 и 1932 годах. В серии марокканских этюдов наконец-то реализовался интерес художницы к экзотике, заметный еще в эскизах к ориенталистскому убранству Казанского вокзала.

Зинаида Серебрякова.«За завтраком». 1914. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова."За завтраком». 1914. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

82

Зинаида Серебрякова ушла из жизни в 1967 году в возрасте 82 лет. Как и многие известные современники, художница была похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

5,9

Работы Серебряковой продолжают удивлять и спустя десятилетия после кончины художницы. В 2015 году ее картина «Спящая девочка» была продана на аукционе Sothebyʼs за астрономические $ 5,9 миллиона при оценочной стоимости всего в $ 600 000. Это одна из тех самых картин, что выставлялись в Нью-Йорке в 1924 году. Примечательно, что первый владелец Борис Бахметьев приобрел ее всего за $ 500. Теперь «Спящая девочка» — одно из самых дорогих произведений в истории российского искусства.