«Музыка на костях»: как рентгеновские снимки стали символом борьбы с цензурой

О чем расскажет новая выставка музея «Гараж»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фантазия человека, ущемленного в правах, но страстно желающего заполучить желаемое, не знает границ. Когда в конце 1940-х — начале 1960-х западный джаз и рок-н-ролл оказались под запретом для советского общества и достать официальные пластинки исполнителей было невозможно, несогласные с цензурой меломаны придумали издавать «вражескую» музыку самостоятельно. На трофейных и изготовленных дома рекордерах они копировали «запрещенку» на рентгеновские снимки. Музыка в прямом смысле слова записывалась на костях, впрочем, никого не смущали ни части скелета, видневшиеся на дисках, ни страшные последствия, которые грозили тому, у кого найдется такая пластинка — идея и идеалы были важнее.

В экспозицию «Гаража» вошли оригинальные записи «музыки на костях», рассказы людей, которые их делали и распространяли, фотографии раритетных пластинок и другие ценные артефакты эпохи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выставка получилась не очень объемная, но достаточная, чтобы понять, за что и зачем боролись советские музыкальные «бутлегеры». Изучить яркую главу в истории отечественного самиздата можно уже с сегодняшнего дня, а завтра 16 августа еще и почувствовать атмосферу музыкальных кабаре тех лет. Вечером в Атриуме музея на один день откроется X-Ray Cabaret, которое воскресит музыкальные хиты, запрещенные советской цензурой, и реанимирует технологии того времени. В программе — выступления лидера британской инди-поп-группы The Real Tuesday Weld и куратора выставки «Музыка на костях» Стивена Коутса, рок-группы «Вежливый отказ» и певицы Мириам Сехон. Вместе с песнями из собственного репертуара они исполнят избранные композиции эпохи «музыки на костях».