Поиск
23 февраля 2017

Павел Пепперштейн: «Воскресший Пикассо проявляет повышенный интерес к деньгам»

Российский художник возвращает испанца к жизни в проекте «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году»

Центавр и Нимфа, 2016 год
Центавр и Нимфа, 2016 год

Пабло Пикассо готовится восстать из мертвых — стараниями российского художника Павла Пепперштейна. 26 февраля в швейцарском музее Kunsthaus Zug открывается его выставка «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году». Накануне открытия художник поделился с Bazaar.ru деталями в лучших традициях научной фантастики.

В чем идея твоего проекта? Правда ли, что изначально планировалось, что твои работы будут выставляться рядом с подлинниками Пабло Пикассо, а сама выставка должна была называться «П.П. & П.П.»?

Да, но потом концепция трансформировалась. Теперь выставка только моя или, можно сказать, только Пикассо. Схема усложнилась. Проект называется «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году». Легенда такова: в начале 2016-го со мной на связь вышел мой старый друг — врач Герман Борисович Зеленин. Кстати, это реальный человек, он входил в качестве младшего инспектора в нашу группу «Инспекция «Медицинская герменевтика». Герман предложил мне принять участие в эксперименте, который идет в институте имени Николая Федорова. Это полусекретное заведение в Подмосковье, где ученые занимаются экспериментами по воскрешению умерших, осуществляя программу, заданную мыслителем Николаем Федоровым в его знаменитой книге «Философия общего дела». Поскольку директор института профессор Ермольский — страстный коллекционер живописи и поклонник творчества Пабло Пикассо, по его инициативе одним из первых воскрешенных оказывается именно этот художник. Профессор мечтает пополнить свою коллекцию его произведениями, но воскресший Пикассо, для которого оборудовали в здании института идеальную мастерскую, не хочет работать. Внешне он не похож на известные нам фотографии художника и вообще представляет собой довольно специфический организм — он не принимает пищу, не пьет ни капли воды, зато проявляет нешуточную сексуальную озабоченность и требует секса каждый день, причем непременно с женщинами, говорящими по‑испански. Поэтому сотрудникам института приходится доставать ему испаноязычных проституток, одна из которых, кубинка Хуанита, особенно ему нравится. Впрочем, от других он тоже не отказывается. От публики его скрывают. Надеясь раскрутить его на творческую деятельность, ученые решают, что ему необходимо общение с коллегой-художником. Поскольку один из сотрудников знаком со мной, он предлагает мою кандидатуру, мотивируя это, в частности, тем, что мы тезки и наши инициалы совпадают, а также тем, что я человек общительный. Мне предлагают поселиться в институте и провести несколько месяцев в постоянном творческом контакте с Пабло, пытаясь втянуть его в работу.

И судя по всему, тебе это удалось?

Да, хотя и не без проблем. Общение с воскрешенным складывается непросто, он иногда бывает агрессивен. Вначале все это производит негативное впечатление и я хочу оттуда сбежать, но тут я встречаю в коридоре прекрасную девушку — сотрудницу института Ксению. У нас завязываются любовные отношения, что для меня становится мотивом остаться в этом эксперименте. В какой-то момент воскрешенный Пикассо сообщает: «Совершенно неважно, что я Пабло Пикассо, главное, что я — человек, пришедший из мира мертвых, и мне не стерли память, я прекрасно помню, как этот мир устроен». По всей видимости, уже взявшись за работу, снова за творческую деятельность, он использует отчасти какие-то стереотипы своего предыдущего творчества, к которому он относится совершенно равнодушно, для того чтобы развернуть повествование о мире умерших. Он говорит о неких мирах, где он побывал, у которых есть некие доминирующие цветовые характеристики. Он посвящает им серии картин — серую, фиолетовую, красную, черную, зеленую и белую, которые и представлены на выставке.

Лампочка, 2016 год; Пасхальное яйцо, 2016 год
Лампочка, 2016 год; Пасхальное яйцо, 2016 год

Минотавр и его лабиринт, 2016 год
Минотавр и его лабиринт, 2016 год

Зная вашу с Пикассо плодовитость, мы можем ожидать, что за ней последует продолжение?

Нет, потому что наше общение неожиданно прекратилось. Воскресший Пикассо проявляет повышенный интерес к деньгам, хотя деньги ему не нужны, ведь за секс и художественные материалы платит институт. Тем не менее он просит меня принести ему деньги. На мой вопрос, сколько ему нужно, он говорит: «Хотя бы несколько тысяч франков». Я объясняю ему, что франков уже нет, Европа объединилась и у нее другая валюта. Заинтересовавшись, он просит принести ему евро — по одной банкноте каждого номинала. Я выполняю эту просьбу. Он очень радуется, рассматривает банкноты, подбрасывает их в воздух и восклицает: «Я узнаю их. Это деньги мира мертвых!». Только после того, как он видит деньги, он начинает снова рисовать. В какой-то момент он говорит, что потерял их, и просит принести еще. У меня начинает брезжить версия, что он собирает деньги на побег. Выцыганив у меня какую-то сумму, он, по всей видимости, все-таки сбегает. О чем мне точно не известно, потому что эксперимент очень резко обрывается, мне говорят, что больше мне туда приезжать не нужно. При этом профессор Ермольский с неожиданным равнодушием сообщает, что все эти сделанные за более чем полгода совместной работы картины не нужны и что я могу их забрать и делать с ними все, что захочу, например показывать их в качестве своих работ. Тем более они все подписаны P.P. Они все датированы 3111 годом, потому что воскрешенный Пабло утверждает, что 2016 год — это 3111 год по летоисчислению мира мертвых.

Получилась не концепция выставки, а целый роман. Откуда посетители музея узнают все эти подробности?

На выставке будет представлен мой текст, листы будут висеть на стенах. Из комнаты в комнату цвет букв будет меняться в зависимости от доминирующего цвета серии, представленной в каждом из залов. Также там будут видеоинтервью с «сотрудниками института», которые рассказывают об эксперименте.

Хотел бы ты сам стать участником подобного эксперимента?

Однозначно, нет. Ответственно обращаюсь к ученым будущего: пожалуйста, не делайте этого! Быть воскрешенным научным способом я точно очень и очень не хотел бы, в отличие, например, от Маяковского — есть известный кусочек из поэмы «Про это», где он как бы обращается к ученому будущего, который листает каталог с фотографиями известных людей прошлого, и его взгляд упирается в напряженный фейс Маяковского, — и тут раздается крик: «Не листай страницы, воскреси!». В смысле, меня воскреси. Я с той же степенью энергичности прошу: «Нет-нет, меня не надо трогать!». Я вообще хочу, чтобы меня развеяли над морем в виде порошка. Желаю полностью слиться с биосферой. И само слово «смерть» хотел бы заменить словом «исчезновение» — чтобы в моей биографии написали не «умер», а «исчез» в таком-то году.

Арлекин, 2016 год
Арлекин, 2016 год

Выставка Pavel Pepperstein. The Ressurrection of Pablo Picasso in the Year 3111 пройдет в Kunsthaus Zug (Цуг, Швейцария) с 26 февраля по 21 мая 2017 года.

Интервью: Екатерина Вагнер