Поиск
28 февраля 2017

Тыква Кусамы и овечка Херста: 5 арт-объектов, пострадавших от зрителя

Жертвы вандалов и любителей селфи

На днях нерадивый любитель селфи повредил одну из знаменитых пятнистых тыкв Яей Кусамы на персональной выставке художницы в Вашингтоне. Рассказываем об этом и других занимательных столкновениях искусства со зрителем.

Тыква Яей Кусамы

Итак, героиня, вернее, жертва этой недели — тыква в фирменный кусамовский горох, часть инсталляции с трогательным названием «Бесконечная любовь, которую я испытываю к тыквам», которую показывают на выставке Yayoi Kusama: Infinity Mirrors в вашингтонском Музее Хиршхорн. Один из не самых проворных посетителей решил сделать селфи, но навернулся и травмировал арт-овощ. Представляем его испуг — в 2015-м подобная тыква ушла с молотка на Sotheby’s за $ 784 485. Впрочем, сотрудники музея заверили, что повреждения незначительные, — инсталляцию закрыли на пару дней «на ремонт», но вскоре она вновь станет доступна для публики. Яей Кусама сама обожает селфи — будем надеяться, инцидент не слишком ее расстроил.

«Пьяный сатир»

Тыква Кусамы — самая свежая, но далеко не единственная жертва любителей селфи. В марте 2014 года очень не повезло статуе XIX века из собрания миланской Академии изящных искусств Брера. В стремлении запостить в Instagram эффектный кадр один из посетителей забрался на колени к «Пьяному сатиру» — в итоге несчастный мифологический герой лишился ноги.

Ваза Ай Вэйвэя

Любители селфи — не главные враги искусства. Куда хуже вандалы. В особенности — идейные. В феврале 2014-го печальная судьба постигла одну из раскрашенных ваз Ай Вэйвэя, выставлявшуюся в Perez Museum в Майами. Художник из Флориды Максимо Каминеро разбил ее вдребезги, заявив, что музей должен поддерживать не успешное зарубежное, а местное искусство. Через несколько месяцев Каминеро приговорили к 100 часам общественных работ и обязали выплатить Вэйвэю компенсацию в $ 10 000 — таковой оказалась оценочная стоимость вазы (хотя в первом отчете местная полиция почему-то оценила арт-объект в астрономический $1 миллион). Не повезло не только вазе, но и Ай Вэйвэю — вскоре после происшествия в Сети разгорелась дискуссия о том, кто же вандал: Каминеро или знаменитый китаец. Дело в том, что Вэйвэй раскрашивает не какие-нибудь икеевские горшки, а настоящие вазы династии Хань, которым около 2000 лет.

Away from the Flock, Дэмьен Херст

Еще более концептуальный урон в далеком 1994 году претерпела работа Дэмьена Херста Away from the Flock — покойная овечка в формальдегиде. Безработный художник по имени Марк Бриджер отправился на выставку, открыл стеклянный контейнер с животным и влил в него чернила. Художника обвиняли в зависти к успеху коллеги, но сам Бриджер заявил, что его действия — художественный жест, превративший творение Херста в принципиально новую работу под названием «Черная овца». Суду это объяснение показалось неубедительным, и Бриджера признали виновным в нанесении материального ущерба. Но от штрафа освободили — «в связи с невозможностью его оплатить».

Dirty Corner, Аниш Капур

В 2015 году Анишу Капуру представилась почетная возможность открыть персональную выставку в Версале. Без ложки дегтя в этой экспозиционной истории не обошлось — скульптура Dirty Corner, напомнившая некоторым зрителям вагину, дважды подверглась нападениям вандалов. Во второй раз недоброжелатели оставили на ее стенках расистские комментарии в духе: «Изнасилование нации отсталым еврейским активизмом». Капур решил не стирать надписи и превратить их таким образом в часть своего произведения. Но затем французский суд обязал художника очистить скульптуру от антисемитских лозунгов. Капур, в свою очередь, сравнил решение суда с шеймингом жертв изнасилования. Получилась запутанная история о правах художника (и публики) на самовыражение, о толерантности и ее пределах.