Поиск
9 февраля 2017

Перевоспитание садиста: «На 50 оттенков темнее» еще смешнее первой части

В кинотеатрах выстроились очереди на продолжение экранизации романа «50 оттенков серого». Геннадий Устиян уже потратил свое время на просмотр новинки — все для того, чтобы вы свое сэкономили

Грядет День святого Валентина, а значит, во всех кинотеатрах показывают продолжение экранизации бестселлера Эрики Джеймс «50 оттенков серого», в котором скромную студентку литературного угораздило влюбиться в миллионера с одним маленьким секретом. Теперь девушка взялась за парня всерьез.

Бедная Анастейша Стил (Дакота Джонсон). Тяжело жить, когда вокруг одни сексуальные маньяки. К бывшему парню Кристиану Грею (Джейми Дорнан), который регулярно пытался подвесить любимую девушку на дыбе, и лучшему другу Хосе (Виктор Расук), тайно мечтавшему забраться к подруге под юбку еще в первой части (и Ана при этом продолжает с ним «дружить» как ни в чем не бывало!), прибавился озабоченный начальник Джек Хайд (Эрик Джонсон) в издательстве, куда девушка устраивается ассистенткой. Возможно, Ана с радостью встречалась бы с каким-нибудь нормальным простым парнем, тем более что ее представления об «отношениях» явно сформировались под влиянием романтических комедий с Кейт Хадсон, но таких мужчин вокруг нее нет. Взамен к ней тянут руки одни странные (при этом все красавцы а чего вы хотите от чиклита?) парни, но Ане и в голову не приходит мысль о том, что, возможно, причина этого невезения в ней. Или что она просто попала в дурную фантазию писательницы Эрики Джеймс.

Когда только объявляли о начале экранизации «50-ти оттенков серого», было важно, что фильм снимает женщина — режиссер Сэм Тейлор-Джонсон, и была надежда, что она сможет сделать надуманный девичий мир романа хотя бы немного приближенным к реальности. Но не получилось — оказалось, что «50 оттенков серого» не полноценный фильм, а киноответвление общего проекта, контролируемого Эрикой Джеймс. В борьбе режиссера с продюсером победил, как это обычно и водится, последний, так что вторую часть поручили снять Джеймсу Фоули, крепкому ремесленнику без собственного почерка, сделавшему «Кто эта девчонка?» с Мадонной еще в 80-х и недавно работавшему над «Карточным домиком». Впрочем, фигура режиссера тут не так и важна — второй фильм ничем не отличается от первого, разве что тем, что в нем еще больше поводов для смеха.

Если вы вдруг забыли — напомню: в финале первой части Ана уходила от Кристиана из-за его позиции в вопросах отношений, которая больше напоминала трудовой контракт, чем романтическую страсть с совместным поеданием мороженого у телевизора. Этим «Оттенки» напоминали великий эротический фильм 80-х «9 ½ недель», где застенчивая галеристка Ким Бэйсингер тоже уходила от брокера Микки Рурка, поняв, что бурный секс на лестнице под дождем или у открытой двери холодильника опасен для здоровья. К началу второй части Кристиан вроде как осознал, что вел себя как зарвавшийся осел, и возникает перед Аной с предложением поужинать. «Я пойду с тобой, — отвечает показывающая свою незаинтересованность в сиквеле неудачного романа девушка. — Но только потому, что голодна». Мысль о том, что можно поесть как-то по‑другому, кроме как на свидании с бывшим, ей в голову не приходит. И все начинается по‑новому, только теперь на ее условиях: Кристиан ведет себя как паинька и говорит правильные слова в подходящий момент, а Ана сама уже начинает захаживать в запретную красную комнату — кто кем здесь манипулирует, еще вопрос.

Много статей было написано о том, почему в последние годы романтические драмы и комедии переживают спад. Конечно, это в первую очередь связано с тем, что штампы истории о Золушке, которая встретила наконец своего принца, смотрятся в наше время смехотворными. В редких фильмах о любви, пользовавшихся успехом в последние годы, обязательным условием была смертельная болезнь одного из влюбленных: героини в «Виноваты звезды» (2014) и героя в «До встречи с тобой» (2016). Так мелодрама доходила до своего полного апогея — влюбленные должны расстаться не потому, что после брака начнутся проблемы и они совершенно не подходят друг другу, а потому, что вмешался фатум.

«50 оттенков серого» и их свежий сиквел основаны на другой сказке. Это не Золушка, а Красавица и Чудовище, только действие происходит уже после его чудесного превращения в красавца. Забавно, что на словах Ана видит богатство своего принца помехой отношениям, — когда он в очередной раз упоминает, что у него дом в Нью-Йорке, она чуть ли не с упреком отвечает: «Кто бы сомневался». Но на самом деле убери состояние Кристиана — и фильм потеряет почти все, из-за чего его смотрят женщины. Без яхт, вертолетов и драгоценностей «50 оттенков серого» потеряли бы всю свою привлекательность — не на метро же ездить в «Макдональдс», право слово.

«На 50 оттенков темнее» пытается избежать одних штампов, чтобы вляпаться в другие. Так как сюжета здесь нет в принципе (нельзя же считать сюжетом прогулку на яхте и приставания начальника), фильм построен как мыльная опера: то вдруг появляется с угрозами стареющая блондинка Елена Линкольн (Ким Бэйсингер), чтобы тут же бесследно исчезнуть в никуда, то ни с того ни с сего придумывается идиотская авария с вертолетом — только чтобы показать Ану, нервно покусывающую губы (так она демонстрирует свою озабоченность судьбой любимого), то время от времени из-за угла выскакивает бывшая Кристиана с подведенными черным карандашом глазами, что должно означать крайнюю степень отчаяния. Ждешь, когда в этот мир маленьких бессмысленных хлопот ворвется цунами, упадет тарелка с пришельцами или улицы захватят зомби. Анастейша отреагирует на все это стоном из-за просунутых ей в половые губы шариков и поправит платье — именно так она отзывается на признание любимого: «Я — не доминант. Я — обыкновенный садист». И правда, зачем волноваться? Любой имеет шанс на перевоспитание в девичьей литературе — в конце концов, в мире, где перед каждым половым актом обязательно рвут платье, а сексом занимаются в бюстгальтере, возможно все.