Поиск
30 марта 2017

Must read: «Дресс-код. Голая правда о моде» Мари Гринде Арнтцен

Как мода наделяет властью, и почему она — противоположность смерти

Издательство Ad Marginem и «Гараж» готовят к выходу занятный научпоп о модной индустрии — «Дресс-код. Голая правда о моде» Мари Гринде Арнтцен. Журналист доходчиво объясняет, почему мода — не демократия, а диктатруа, как она наделяет властью и почему может привести к вымиранию людей. Bazaar.ru публикует отрывок из новинки.

Британский редактор отдела моды Изабелла Блоу была не в духе в тот день в 2007 году. Тем не менее она выдержала съемку до конца, и по мере того как фотограф делал снимки, ее настроение поднималось. Она со свойственным ей черным юмором обсуждала похороны. «Похороны, которые организованы действительно хорошо, напоминают
свадьбу», — сказала она. Один американский журнал готовил материал об эксцентричных британцах, и одним из первых кандидатов стала, разумеется, Блоу. Она происходила из аристократической семьи и всегда была очень заметной. Изабелла обожала моду и работала редактором и стилистом в нескольких модных журналах как у себя на родине, так и в США. Блоу обладала чутьем на качество и успех. Она могла буквально унюхать талант. Именно она
открыла таких известных сегодня дизайнеров, как Александр Маккуин, Филип Трейси и Хуссейн Чалаян. Никто не отдал ей за это должное. Она привлекала гораздо больше внимания своими странными головными уборами, которые носила по поводу и без. Она ходила на футбольные матчи в шляпках и спала в них в самолетах. Ее шляпы могли выглядеть как омар или пластиковая тарелка, парусная шхуна или японская деревенька, состоящая из крошечных домиков. А однажды она водрузила на голову мертвую птицу, крылья которой укрывали ее волосы.

За всей этой внешней атрибутикой скрывался хрупкий и уязвимый человек. Блоу страдала депрессиями, постепенно у нее развились суицидальные наклонности. По слухам, как-то раз она сказала, что шляпы защищают ее от объятий и поцелуев других людей. Они очерчивают круг приватности и избавляют от нежеланной близости. В день съемки на Блоу не было шляпы. Она заменила ее доспехом: тяжелым, непробиваемым и похожим на кольчугу одеянием от Александра Маккуина. Лишь под защитой металла и воинственного духа надетых вещей она смогла посмотреть в камеру усталым, печальным, но тем не менее твердым взглядом. Силы Изабеллы Блоу были на исходе. Но у нее уже
имелся план. Говорят, по дороге домой она купила какое-то средство для уничтожения сорняков. Пару дней спустя Блоу выпила эту отраву. Спасти ее не удалось, доза оказалась смертельной. В течение нескольких суток ее тело постепенно умирало. Последний портрет Изабеллы Блоу рассказывает нам о хрупком создании, которое поддерживает и защищает лишь наряд, напоминающий кольчугу.

Последнее появление Блоу на публике оказалось символично. Ее одеяние было похоже на скорлупу, оберегающую мягкое и уязвимое человеческое тело. Доспех, обороняющий от острого меча, который может взрезать мягкие ткани, и от жестоких ударов, способных переломать хрупкие кости. Оглядываясь назад, мы понимаем, что Блоу
передала свое последнее послание публике о том, чем в действительности являлся этот фасад. Она превращалась в Изабеллу Блоу благодаря тому, чтó надевала на себя. Она не считала себя красивой, но старалась выглядеть как можно симпатичнее с собственной точки зрения, используя для этого одежду и шляпы. Она посвятила всю жизнь этой внешней красоте, но под оболочкой таилась настоящая Изабелла Блоу. Та, которой до смерти надоело быть больной, лежать и разглядывать собственные ноги. Никто не видел ее саму за ее профессиональными достижениями. Она не могла иметь детей, впереди ее ждала старость и, по ее собственным словам, уродство.

Изабелла Блоу показала, что мода, по сути своей, связана с поклонением красоте. Что красота занимает важнейшее место в жизни людей и помогает им увидеть смысл в царящем вокруг хаосе. Кроме того, у красоты есть еще одна важная функция. Она должна защищать человека и прятать неприглядную правду так, чтобы никто ее не увидел.

Подобно объемному черному балахону, маскирующему Кляксу в мультфильмах про Дональда Дака, наряды могут служить отвлекающим маневром, который человек сознательно использует для самозащиты. Под одеждой получится
скрыть правду, которая не терпит дневного света. Правду, которую отнюдь нельзя назвать удобной. Одежда требуется для демонстрации одних частей тела и прикрывания других. На первый взгляд, в этом нельзя усмотреть какую-либо систему или логику. Тем более что схема постоянно меняется. В одном сезоне актуально подчеркивать ноги, и это заставляет большинство людей открывать их. В следующем главным фигурантом становится талия или грудь. Таким образом, мы смещаем основной фокус внимания на ту или иную часть тела. Однако есть главное правило: показывать красивое и скрывать уродливое. Определение того, что нынче в фаворе, будет меняться со временем, но стремление к совершенству вечно. Физическая красота становится главной целью жизни и синонимом счастья и успеха.

***

Нет никаких причин думать, что на смену красоте может прийти уродство. Социальные дивиденды, приносимые привлекательной внешностью, слишком велики. Это вполне укладывается в дарвинистскую модель, когда выживают красивые альфа-самки и альфа-самцы. Даже феминистка Фэй Уэлдон в своей книге «Жизнь и любовь дьяволицы» не находит, что противопоставить красоте и успеху. Главная героиня, Рут, сталкивается с подлой изменой мужа. Тот влюбляется в красивую, влиятельную и богатую писательницу дамских романов, живущую в башне у моря. Сама Рут — измотанная домохозяйка, толстая и невзрачная, воспитывающая двух вечно недовольных детей. В конце концов она приходит в ярость и составляет хитроумный план мести, который должен принести ей деньги и власть. Рут сжигает дом и отдает отпрысков мужу и его пассии. После этого она начинает лепить из себя богатую и успешную женщину, которая сполна отыгрывается на бывшем муже за причиненные страдания. В голливудской экранизации Рут играет актриса с массивной фигурой — Розанна Барр. В начале фильма Рут изображена полной, очкастой и с бородавкой. А в конце она превращается в красивую, накрашенную, хорошо одетую женщину, хотя по‑прежнему крупную. Рут преображается, но ее внешность меняется не слишком кардинально. Трансформация касается в первую очередь ее человеческих качеств. Она становится более сознательной, уверенной в себе, и эти метаморфозы проявляются в том, что она начинает одеваться как деловая женщина. У Фэй Уэлдон в оригинале всё иначе: в книге Рут подвергается опасным и болезненным пластическим операциям ради достижения своей цели. Чтобы отомстить мужу и обрести власть, ей нужна новая, идеальная внешность. Она прибегает к тем же средствам, которые система использовала против нее.

В мире Фэй Уэлдон власть красоты слишком велика, чтобы бороться с ней. Если не можешь победить их, встань на их сторону.

Мари Гринде Арнтцен, «Дресс-код. Голая правда о моде». Издательство Ad Marginem / Garage. Перевод: Евгения Воробьева.

← Нажмите «Нравится» и читайте нас в Facebook