Поиск
17 мая 2017

Как в кино: 7 курьезов из истории Каннского кинофестиваля

От бикини Брижит Бардо до протестующего Жан-Люка Годара

Брижит Бардо на Каннском кинофестивале, 1954-й
Брижит Бардо на Каннском кинофестивале, 1954-й

Сегодня, 17 мая, стартует 70-й Каннский кинофестиваль. Еще до открытия юбилейный смотр успел вызвать возмущение публики — из-за чрезмерно отфотошопленного постера с Клаудией Кардинале. За долгую историю фестиваля это лишь один из немногих и самых безобидных курьезов, случившихся в Каннах. Bazaar.ru решил вспомнить самые яркие из них.

Бикини Брижит Бардо
Год
: 1953-й

Бикини стало одним из символов сексуальной революции, ко всеобщему счастью грянувшей в середине ХХ века. И поспособствовала этому обворожительная Брижит Бардо, выгулявшая бесстыдный по тем временам купальник во время Каннского фестиваля 1953 года — за семь лет до того, как Брайан Хайланд записал свой знаменитый гимн бикини Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polkadot Bikini. «Такого я еще не видел», — заявил тогда ошарашенный король золотого века Голливуда Кирк Дуглас, мимо которого прошла Бардо.

Саша Барон-Коэн в манкини
Год:
2006-й

Почему-то гости Каннского фестиваля любят эпатировать публику внешним видом — во все времена. Спустя 53 года после триумфа бикини настал черед манкини, которое в 2006 году на одном из каннских пляжей продемонстрировал Саша Барон-Коэн. Таким образом режиссер решил пропиарить свой новый на тот момент фильм «Борат» о казахстанском телеведущем, отправившемся в США на поиски Памелы Андерсон. Бикини в 1953-м, манкини в 2006-м, в этом году главным пляжным образом фестиваля грозит стать буркини. Миллионер и активист Рашид Некказ, которого во Франции называют Зорро никаба, призвал гостей фестиваля примерить буркини, чтобы выразить солидарность с мусульманскими женщинами, которым прошлым летом запретили появляться в этом купальном костюме на французских пляжах.

Топлес и сломанная нога
Год
: 1954-й

Вскоре после триумфального выхода Бардо бикини вновь поразило воображение каннской публики. На этот раз — своим отсутствием. В 1954 году французская актриса Симона Силва была удостоена титула «Мисс фестиваль», по этому случаю журналистов собрали на фотоколл, во время которого лауреатка позировала вместе со своим спутником — знаменитым актером Робертом Митчемом. Фотографы не знали, какой сюрприз их ожидает: Силва скинула бикини и первой в истории Каннского фестиваля предстала перед камерами топлес. «Перформанс» актрисы имел плачевные последствия: ее заставили покинуть фестиваль, а один из бедолаг-фотографов навернулся и сломал ногу. Впрочем, о своем поступке Силва не пожалела. «Пока секс обеспечивает успех в прокате, а я сохраняю хорошую фигуру, я хочу быть самой сексуальной штучкой в мире», — заявила актриса вскоре после инцидента.

Симона Силва и Роберт Митчем, 1954-й
Симона Силва и Роберт Митчем, 1954-й


Мертвые голуби и поддельная еда
Год
: 2002-й

Внешний вид не единственный способ привлечь к себе внимание и возмутить общественность. В 2002 году звезды фильма «Круглосуточные тусовщики», номинированного на «Золотую пальмовую ветвь», устроили на каннском пляже странное действо: актеры открыли поп-ап-ресторан, где подавали поддельную еду и стали кидаться друг в друга чучелами голубей, вызвав праведный гнев защитников животных. Позже актер Дэнни Каннингэм объяснил, что этот перформанс — оммаж музыканту Шоу Райдеру (о нем и рассказывают «Круглосуточные тусовщики»), в молодости отравившему три тысячи голубей кокаином. Объяснения Каннингэма приняли скептически.

Жан-Люк Годар и срыв фестиваля
Год
: 1968-й

Порой эксцентричные поступки гостей фестиваля имеют под собой серьезную социальную подоплеку. В 1968 году во Франции проходили массовые студенческие протесты. Солидарность с бастующими решили выразить пионеры «новой волны» — Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо. Вместе с рядом других режиссеров и членов жюри они призвали отменить фестиваль в знак поддержки студентов. Естественно, организаторы отказались. Тогда бунтари ворвались в зал, где должен был состояться показ фильма Карлоса Сауры «Мятное фраппе», и повисли на занавесе, не давая ему открыться. Конфликт между сторонниками и противниками протестов стал усугубляться, и фестиваль пришлось отменить.

Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Луи Мало и Роман Полански на пресс-конференции Каннского кинофестиваля, 1968-й
Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Луи Мало и Роман Полански на пресс-конференции Каннского кинофестиваля, 1968-й

Винсент Галло против Роджера Эберта
Год
: 2003-й

Некоторые каннские курьезы связаны непосредственно с враждой внутри киноиндустрии. В 2003 году режиссер Винсент Галло привез на фестиваль фильм «Бурый кролик» — роуд-муви с откровенными сексуальными сценами. Картина собрала негативные отзывы, а Роджер Эберт, один из самых влиятельных кинокритиков в истории, объявил «Бурого кролика» худшим фильмом в истории фестиваля. Разгневанный Галло назвал критика жирной свиньей и выразил надежду на то, что тот заболеет раком. Эберт отреагировал изящно: «Однажды мне сделали колоноскопию и показали запись — даже она была интереснее «Бурого кролика». А вскоре добавил: «Я толстый, это правда. Но однажды я похудею, а он навсегда останется режиссером «Бурого кролика».

Ларс фон Триер и шутки про Гитлера
Год
: 2011-й

Пожалуй, главным генератором скандалов новейшей истории фестиваля стал Ларс фон Триер. В 1991-м он назвал тогдашнего председателя жюри Романа Полански карликом. В 2009-м поверг публику в шок своим артхаусным хоррором «Антихрист» — режиссера обвинили в женоненавистничестве и вручили картине специальный антиприз. А в 2011-м Триер привез в Канны «Меланхолию» и, отвечая на вопрос критика The Times Кейт Муир о своих немецких корнях, заявил: «Я понимаю Гитлера. Конечно, он сделал много плохого. Но затем я представляю его в бункере… Мне понятен этот парень». Затем в шутку объявил себя нацистом. Организаторы фестиваля не оценили черный юмор Триера и объявили его персоной нон грата. Свой следующий фильм «Нимфоманка» режиссер показывал уже на Берлинском и Венецианском кинофестивалях.

Шарлотта Генсбур, Ларс фон Триер и Кирстен Данст на 64-м Каннском кинофестивале, 2011 год
Шарлотта Генсбур, Ларс фон Триер и Кирстен Данст на 64-м Каннском кинофестивале, 2011 год