Поиск
12 апреля 2017

«Кроткая» и «Грозный»: 13 главных фильмов Каннского кинофестиваля — 2017

Геннадий Устиян о премьерах, которые будет обсуждать весь мир

Кадр из фильма «Призраки Измаила» Арно Деплешена
Кадр из фильма «Призраки Измаила» Арно Деплешена

Каннский кинофестиваль, который пройдет с 17 по 28 мая, объявил сегодня официальную программу. На «Золотую пальмовую ветвь», присуждаемую в этом году жюри под председательством Педро Альмодовара, будут претендовать 18 фильмов, в том числе новые картины Софии Копполы, Франсуа Озона, Михаэля Ханеке и Андрея Звягинцева. Bazaar.ru — о лентах, вызывающих наибольший интерес.

«Призраки Измаила»

Режиссер Арно Деплешен сполна вознагражден за свое 13-летнее отсутствие в Каннах: его новая драма о режиссере (Матье Амальрик), к которому спустя 20 лет возвращается старая любовь, как раз накануне начала съемок нового фильма, будет показана на открытии фестиваля вне конкурса. В картине также снялись Марион Котийяр, Шарлотта Генсбур и Луи Гаррель — в этом году юбилейный 70-й фестиваль патриотично откроется французской лентой с самыми яркими национальными звездами — в отличие от предыдущих лет, когда на открытии, как правило, показывали распиаренные на весь мир американские фильмы.

«Роковое искушение»

София Коппола — желанный гость в Каннах. В 2006-м ее «Мария-Антуанетта» претендовала на главную награду, а последняя картина «Элитное общество» в 2013-м была показана в программе «Особый взгляд». «Роковое искушение» — экранизация романа Томаса Каллинена, которая в 1971-м стала основой одноименного фильма Клинта Иствуда. Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг играют обитательниц женской школы в Массачусетсе, подбирающих во время Гражданской войны раненого военного (Колин Фаррелл), присутствие которого нарушает спокойный девичий уклад. Фильм, снятый Копполой после четырехлетнего молчания, выйдет в российский прокат 27 июля.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Роковое искушение» Софии Копполы

«Убийство священного оленя»

Николь Кидман и Колин Фаррелл явно станут самыми яркими звездами 70-го фестиваля. Помимо «Рокового искушения» они сыграли в новой картине греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, который уже снимал Фаррелла в своем предыдущем фильме «Лобстер», также показанном в Каннах. Фаррелл играет хирурга, который хочет удочерить девочку-подростка, но еще не знает, на какие жертвы ему придется пойти.

Этими двумя фильмами участие Кидман в фестивале, кстати, не ограничивается: вне конкурса будет показана новая картина с ней «Как разговаривать с девушками на вечеринках» не снимавшего до этого целых семь лет Джона Кэмерона Митчелла по рассказу Нила Геймана.

«Истории семьи Майровиц»

Любимца нью-йоркских интеллектуалов Ноа Баумбака Каннский фестиваль не очень жаловал. Снимающий больше 20 лет режиссер — новичок в Каннском конкурсе. «Истории семьи Майровиц» — типичная для независимого кино трагикомедия о дисфункциональной еврейской семье с неожиданным и оттого гениальным кастингом. В фильме снялись Эмма Томпсон, Дастин Хоффман, Бен Стиллер и Адам Сэндлер, который обычно выдает комедийный мусор — его участие в серьезном артхаусе так удивило прессу, что многие издания уже вышли с заголовками «Вы не поверите, но Адам Сэндлер претендует на «Золотую пальмовую ветвь».

«Окча»

Фильмы корейца Пона Джун-хо на первый взгляд могут показаться слишком коммерческими для высоколобых Канн. Но в каждом из них всегда есть четко оговоренный социальный комментарий, который вполне вписывает его картины в артхаусный контекст. В новой картине режиссера рассказана история девочки, которая ухаживает за мифическим лесным существом, на которого охотится крупная международная компания. Как всегда, у Пона Джун-хо идеальный кастинг — Тильда Суинтон, Джейк Джилленхол, Пол Дано, Лили Коллинз и Джанкарло Эспозито.

Кадр из фильма «Окча» Пона Джун-хо
Кадр из фильма «Окча» Пона Джун-хо


«Хеппи-энд»

Самый титулованный участник конкурса Михаэль Ханеке (он выигрывал «Золотую пальмовую ветвь» дважды, в 2009-м и 2012-м) после пятилетнего молчания приедет в Канны с актерами, которые уже играли у него раньше — Изабель Юппер и Жан-Луи Трентиньяном. «Хеппи-энд», как почти всегда у Ханеке, — жесткая драма со злободневным фоном, в данном случае это проблема беженцев во французском Кале.

«Мир, полный чудес»

Американец Тодд Хейнс раньше дважды номинировался на «Золотую пальмовую ветвь»: в далеком 1998-м за «Бархатную шахту» и всего два года назад за «Кэрол», благодаря последней ленте Руни Мара была также признана лучшей актрисой. На этот раз режиссер вернется в конкурс с экранизацией книги Брайана Селзника о живущих в разных эпохах мальчике Бене и девочке Роуз. Бен мечтает найти ушедшего из семьи отца, а Роуз очарована таинственной актрисой. В фильме снялись королевы американского независимого кино Джулианна Мур (уже работавшая с Тоддом Хейнсом над картиной «Вдали от рая») и Мишель Уильямс.

«Роден»

Один из старейшин французского кино, автор «Пятнадцатилетней» и «Мести женщины» Жак Дуайон замахнулся на экранизацию жизни Огюста Родена с Венсаном Линдоном в роли знаменитого скульптора и Изией Ижлен в роли его любимой ученицы Камиллы Клодель. Фильм никто, естественно, не видел, поэтому неизвестно, чем интерпретация Дуайона будет отличаться от более ранних байопиков Родена, чья жизнь не раз становилась сюжетом французских картин.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Роден» Жака Дуайона

«Грозный»

Получивший шесть лет назад «Оскар» Мишель Хазанавичус осмелился в этом году представить на суд жюри неожиданный фильм — о любовной связи вполне здравствующего и работающего героя Канн Жан-Люка Годара с Анной Вяземски на съемках легендарной «Китаянки» ровно 50 лет назад. Говорят, что Луи Гаррель настолько хорош в роли молодого Годара, что Хазанавичусу готовы простить рискованный сюжет. В фильме также снялись жена режиссера Беренис Бежо и игравшая главную роль в «Нимфоманке» фон Триера Стейси Мартин.

«Кроткая»

Украинского режиссера, одинаково удачно работающего и в документальном, и в игровом кино Сергея Лозницу в Каннах знают и любят — он дважды номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» за «Счастье мое» и «В тумане» в 2010-м и 2012-м, а в 2014-м получил Гран-при за документальный «Майдан». Теперь Лозница везет на фестиваль игровую ленту по повести Достоевского о ростовщике, несчастливо женившемся на молоденькой девушке.

«Любовник-двойник»

Дважды номинант на главный приз Канн (в 2003-м и 2013-м) Франсуа Озон в этом году покажет триллер о молодой неопытной женщине (Марина Вакт), которая влюбляется в своего психоаналитика (Жереми Ренье), переезжает к нему и только потом узнает, что в нем уживаются две личности. В общем, типичный Озон, вернувшийся после прошлогоднего тихого костюмного «Франца» на знакомую территорию сексуальных перверсий.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Любовник-двойник» Франсуа Озона


«Ты никогда здесь не был»

Премьеры всех предыдущих фильмов Линн Рэмси: «Крысолов», «Морверн Каллар» и «Что-то не так с Кевином» — состоялись в Каннах, так что нет ничего удивительного в том, что ее новая драма, снятая по роману Джонатана Эймса, участвует в конкурсе. По сюжету ветеран войны (Хоакин Феникс) пытается спасти героиню Екатерины Самсоновой от сексуального рабства.

«Нелюбовь»

В это трудно поверить, но со времен нашумевшего и номинированного на «Оскар» «Левиафана» прошло уже три года. Его автор Андрей Звягинцев покажет в Каннах «Нелюбовь» — драму о 12-летнем мальчике, решающем исчезнуть из дома в самый разгар развода родителей. Звягинцев явно не планирует смягчать темы своих картин, и, в общем, никто от него этого не ждет. Забавно, что при участии в конкурсе Сергея Лозницы тоже с семейной драмой Канны для нас превратятся в некую разновидность Евровидения с его вечным вопросом: «Россия или Украина?»

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева