Поиск
5 сентября 2013

История Chanel №5

Аромат Chanel № 5 окружают десятки легенд. В действительности же за ним стоит одна история. История любви
История Chanel №5
  • Текст: Антонина Голубева

ЖЖизнь Коко Шанель окутана, пожалуй, рекордным количеством мифов — причем неистовее других их слагала сама Маде­му­а­зель. «Она выдумала себе все — семью, биографию, дату рождения и даже имя», — говорил ее друг Сальвадор Дали. Но истинной жемчужиной ее мифотворчества стала история создания Chanel № 5 — аромата, ставшего оммажем Артуру Бою Кейпелу, человеку, без которого не было бы той Шанель, какой мы ее знаем. «Я увидела его на конной прогулке в поместье Этьена (Этьен Бальзан — офицер, любовник Шанель. — Прим. ред.), — рассказывала Коко своему мемуаристу Полю Морану. — Он был великолепен. Я влюбилась». На дворе 1909 год, Коко — 26, Артуру — немногим больше. И его родословная опутана такой замысловатой паутиной тайн, сплести которую было не под силу, пожалуй, даже самой Шанель. Образованный, состоятельный брюнет с изысканными манерами, владелец угольных шахт, он то ли связан с британской аристократией, то ли является внебрачным сыном французского банкира.

Хотя спра­вед­ли­вости ради нужно признать, что Бой отнюдь не хрестоматий­ный баловень судьбы: благодаря острому уму он не просто сохраняет, а приумножает состояние. Более того, он успешен не только в бизнесе — Кейпел пишет книги, изучает астрономию, играет в поло. В общем, видный жених, к которому Шанель вскоре и уходит от Бальзана, плененная, впрочем, не только его привлекательностью, но и щедростью: Бой намерен инвестировать в ее зарождающийся бизнес — пошив дамских шляпок. Так в 1910 году возникает ее мастерская, уже к 1912 году превратившаяся в полноценный Дом моды. Позже Коко по совету Боя открывает бутик в курортном Довиле.

Упаковка первого Chanel № 5 (1921)
Шанель и Кейпел глазами карикатуриста Сэма (1913)

Решение не закрывать его с началом Первой мировой тоже его: Кейпел предвидел, что бежавшим из восточных имений дамам понадобятся удобные платья — как те, что шьет Шанель. Бой становится для Коко и своего рода учителем: знакомит ее с порядками и нравами высшего общества, прививает вкус к литературе, увлекает астрономией и нумерологией (страстью к ним впоследствии будет пронизано все ее творчество). По сути, именно он помогает строптивой девчонке превратиться в женщину с исключительными манерами и стилем, который она вскоре начнет диктовать всему миру. Одно «но» — Кейпел не спешит делать ей предложение. Во время войны он активно занимается политикой и обзаводится связями и статусом, обязывающими разыграть в личной жизни более выгодную партию. Они познакомились на фронте. По легенде, Диана Уиндем, дочь лорда Листера, вела машину «Скорой помощи», в которой случайно оказался Кейпел. Она была красива, умна, образованна и принадлежала к английской элите. Вскоре они объявили о предстоящей свадьбе. Конечно, Коко знала. Знала и простила (более того, именно она сшила для Уиндем подвенечное платье). Коко была уверена: ничто не в силах их разлучить. И, как это ни удивительно, оказалась права. Они встречались и после свадьбы Кейпела, продолжая строить далеко идущие планы, которым, увы, не суждено было сбыться.

В конце 1919 года Кейпел отправился на автомобиле из Парижа в Канны. По одной версии он собирался отметить там Рождество с супругой, по другой — попросить у нее развода, чтобы затем встретить Новый год с Коко. На полном ходу у автомобиля лопнула шина. Водитель получил тяжелые травмы, Бой скончался на месте. По понятным причинам Шанель не могла присутствовать на похоронах. Убитая горем, она перекрасила стены своего дома в черный цвет и «благодаря» трауру придумала маленькое черное платье. И только в 2005 году выяснилось, что Коко установила на месте аварии каменный крест, у подножия которого выгравировала эпитафию: «В память о капитане Артуре Кейпеле, кавалере ордена Почетного легиона Британской армии, случайно погибшем на этом месте 22 декабря 1919 года». Однако на этом их роман не оборвался. Можно сказать, смерть Боя открыла в нем новую главу.

Коко в рекламе Chanel № 5, Harper’s Bazaar (1937)
Коко Шанель за утренним чтением (ок. 1910)

В 1920 году Шанель знакомится с князем Дмитрием Павловичем, кузеном Николая II, который, в свою очередь, представляет ей Эрнеста Бо — потомственного парфюмера Российского Императорского Дома. Коко предлагает Бо создать для Chanel «первый искусственный аромат, который пахнет настоящей женщиной и не похож ни на один другой». Шанель нужны духи, соответствующие ее смелым нарядам и бросающие вызов популярным в то время цветочным моноароматам (смешивать запахи считается дурным тоном). Вскоре Бо представляет ей пронумерованные образцы «эликсира женственности».

Аромат состоит из 80 ингредиентов, но при этом разложить его на составляющие невозможно: никаких главенствующих нот — только многочисленные цветочные мотивы. Коко выбирает образец под номером 5 — в честь него, по основной версии, и называют парфюм. По другой теории пятерка — символ астрологического знака Льва, под которым родилась Коко, пятого в круге Зодиака. Не менее загадочно происхождение флакона. Лаконичную форму Шанель, возможно, позаимствовала у одеколона Charvet, которым пользовался Бой. А может, воспроизвела очертания домашнего графина? Куратор выставки «№ 5 Culture Chanel», недавно прошедшей в парижском Palais de Tokyo, Жан-Луи Фроман и вовсе уверен: Шанель повторила форму фляжки. Но так ли это важно? Аромат, в который Шанель, словно в шкатулку с драгоценностями, заключила воспоминания и чувства к Кейпелу, стал культовым моментально и не утрачивает этого статуса более 90 лет. Что ж, если и впрямь существуют способы не просто увековечить память о человеке, а материализовать чувство, то Chanel № 5 — определенно один из них.