Поиск
3 ноября 2016

5 фильмов на выходные: выбор Стэнли Кубрика

Смотрим любимые киноленты знаменитого режиссера.
5 фильмов на выходные: выбор Стэнли Кубрика
  • Фото: eastnews/ Screen Prod / Photononstop ; кадры из фильмов
  • Текст: Ксения Обуховская

У Стэнли Кубрика было потрясающее кино-чутье, о чем говорят не только его собственные фильмы, но и те картины, которые он рекомендовал к просмотру. Впереди три дня выходных, поэтому, если у вас нет особых планов и хочется провести все свободное время дома под одеялом, советуем разделить мини-каникулы с пятью фильмами из обширного списка режиссера «Заводного Апельсина».

Шепоты и крики (1972)

Оскароносный фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана сосредотачивается на любимой теме режиссера — женщинах на грани нервного срыва. Во многом историю хочется назвать по‑чеховски «Тремя сестрами», потому что фильм показывает, какими далекими друг от друга и разными могут быть люди, родившиеся в одной семье. И особенно эта разрозненность обнажается, когда в жизнь вмешивается смерть. Этот очень трагичный фильм наводит на позитивную мысль о том, что иногда стоит покопаться в воспоминаниях, чтобы начать ценить настоящее. Его стоит посмотреть хотя бы из-за непривычно яркой для Бергмана цветовой палитры и ради безумно красивой финальной сцены, в которой играет мелодия Баха.

Кабаре (1972)

Фильм основан на сюжете одноименного бродвейского мюзикла и стал первым вокальным дебютом в кино Лайзы Миннелли. Действие разворачивается в декадентском Берлине времен Веймарской республики и рассказывает о любовных перипетиях американской певицы Салли Боул. Она работает во второсортном берлинском кабаре «Кит-Кат», который служит для своих обитателей и посетителей убежищем от фашистских репрессий. Но реальность все-таки врывается в обособленный мир кабаре войной, и от этого сердечные переживания главных героев приобретают общенациональный драматический масштаб. «Кабаре» удивителен тем, что, будучи голливудским фильмом, из-за своей декадентской эстетики и натурализма он во многом похож на немецкие фильмы 1930-х годов. Интересно, что снимая эту картину, Боб Фоссе вдохновлялся живописью экспрессионистов, и некоторые кадры из фильма в точности имитируют знаменитые полотна.

Мужья и жены (1992)

Вуди Аллен считает эту картину одной из своих лучших сценарных работ. Возможно, по той причине, что фильм, рассказывающий про тяжелый развод замужней пары, во многом автобиографичен для режиссера. «Мужья и жены» стали тринадцатым и последним совместным фильмом Вуди Аллена и его бывшей жены Мии Фэрроу. Однако Стэнли Кубрику этот фильм полюбился из-за операторской работы Карла Ди Пальмы, который полностью снял его с помощью ручной камеры. Монтажом же занимался сам Аллен, который в процессе обрезал диалоги на середине и делал резкие переходы от одной сцены к другой.

Дети райка (1945)

Снятый во время немецкой оккупации фильм Марселя Карне не только находится в списке «к просмотру» у Кубрика, но и однажды был назван лучшим фильмом в истории, а Франсуа Трюффо как-то сказал, что отдал бы все свои картины, чтобы снять «Дети райка» самому. В общем, поводов посмотреть эту красивую историю любви предостаточно. Фильм повествует о чувствах театрального мима, актера, аристократа и преступника к дворянке Гаранс. Помимо всего прочего фильм интересен тем, что рисует подробную картину жизни театральной богемы Парижа начала XIX века — отсюда, кстати, и название фильма: «райком» назывались галерные места в театре.

Красавица и чудовище (1946)

Адаптация классического сказочного сюжета Жаном Кокто превратилась в настоящую кинематографическую сказку в той манере, какая свойственна, пожалуй, только этому одиозному писателю. Кубрику в этом фильме приглянулся не столько сюжет, сколько исполнение и синематография сказки. Сам Кокто говорил, что стремился сделать так, чтобы фильм выглядел, как ожившие гравюры Гюстава Доре и живопись Жана Вермеера, что, по признанию критиков и всего киношного фандома, ему удалось.