Поиск
18 августа 2016

Андрей Байда: «Фотограф не работает один»

Один из самых востребованных российских фотографов — о трудностях ремесла, любимых моделях и свадьбах со вкусом.
Андрей Байда: «Фотограф не работает один»
  • Интервью: Александра Мендельская
  • Фото: Иван Мудров

Известность в столичных кругах Андрей Байда приобрел несколько лет назад, показав себя в качестве светского хроникера. Крупные глянцевые издания наперебой публиковали его репортажи, и сейчас Андрей прочно обосновался в когорте самых востребованных светских фотографов. Без него не проходит ни одна важная свадьба, да и в fashion-съемке амбициозный молодой человек уже успел себя зарекомендовать. Хотя, как признается сам фотограф, его настоящая страсть — путешествия. И в самом деле, поймать Андрея в Москве крайне сложно, а его путевые заметки рассказывают о поездках не менее красочно, чем фотоотчеты: Андрей активно ведет блог на своем сайте и колонку путешественника на одном из модных порталов. В интервью Bazaar.ru Андрей рассказал о том, куда он собирается двигаться дальше, профессионально и географически, какие свадьбы ему больше по душе и кто из знаменитостей наиболее фотогеничен.

Свадьбы, путешествия, глянец, светские репортажи — вы не ограничиваетесь одним жанром съемки. Почему?

Фотография — это не просто работа, это мой образ жизни. Я держу фотоаппарат в руках с детства: тогда я не задумывался о жанрах, просто снимал все, что видел вокруг. С началом профессиональной карьеры появилось разделение на жанры, но для меня всегда было важно фотографировать что-то для себя. К тому же, снимая в разных направлениях, я имею возможность использовать приемы, которые в рамках одного направления не всегда кажутся очевидными. Скорее всего, в будущем я сосредоточусь на чем-то одном и буду оттачивать свое мастерство, но в данный момент наслаждаюсь возможностью экспериментировать.

Ваша известность началась со светской хроники, а в каком направлении вы сейчас больше востребованы?

Я бы не стал выделять один жанр: каждый из них занимает определенное место в моем творчестве. Travel-съемки всегда были для души: ни в одной из своих поездок я не расстаюсь с камерой. А в остальном востребованность зависит от сезона: летом — свадьбы, зимой — постановочные и fashion-истории.

Кто ваши ориентиры в творчестве?

Безусловно, это признанные мастера мировой фотографии. Из модной индустрии я бы выделил Марио Тестино, Питера Линдберга, из travel — Стива Маккарри. В свадебной сфере мне нравятся мастера пленочной фотографии: Хосе Вилья и Эрик Маквей. В процессе съемок я всегда держу в голове их работы: глядя на них, мне хочется постоянно совершенствоваться.

С каким материалом сложнее всего работать?

Тяжело даются съемки, в которых плохо сделана подготовительная часть, не зависящая от фотографа. В России до сих пор не развит продакшн частных съемок, и часто я слышу от заказчика: «Ну ты же фотограф, придумай нам все». Фотограф не работает один — нужна команда, и ее отсутствие порой дается очень тяжело.

У вас есть своя команда?

Да, без этого, конечно, никуда. Я начинал с одного ассистента и одного ретушера в удаленном доступе. Сейчас постоянно работаю с 2−3 фотографами и столькими же ассистентами, и количество ретушеров под каждую задачу тоже возросло. Этой весной мы нашли отличное пространство для офиса и студии, но я посмотрел на свой график разъездов и понял, что сам там буду бывать довольно редко.

В вашем портфолио сотни проектов. Вы можете назвать свою самую любимую съемку?

Выделять очень сложно, но расскажу про одну из последних. Этим летом я снимал уютнейшую домашнюю швейцарскую свадьбу в маленьком городке Бригелс высоко в Альпах. Съемку разбили на два дня. В первый день были венчание в католической церкви, традиционные ритуалы и семейное торжество, а во второй день мы провели съемку пары, летая на вертолете в Альпах. Одна из остановок была на леднике, на высоте 3200 метров, где почти нулевая температура против +30 внизу — полный отрыв от реальности! Я в очередной раз убедился, что свадьба — это событие в первую очередь для людей и про людей.

Вы заранее прописываете концепцию или действуете спонтанно? Когда свадьбу снимаете, например?

Я всегда составляю план действий, будь то постановочная или свадебная съемка. Что касается последней, то, конечно, план определяется сценарием. Часто я принимаю решение исходя из ситуации, потому что могут быть разные накладки, да и место для спонтанности должно всегда оставаться.

Какие сейчас самые популярные запросы по свадебным съемкам — локации, темы?

В последнее время становятся популярными камерные домашние свадьбы на 20−30 человек, где собираются только самые близкие — семья, друзья. Конечно, тут сказался кризис, но мне и самому больше нравится работать там, где есть место чувствам, а не только организации неподъемного ивента. Все внимание должно быть приковано к паре и их близкому кругу, а не к бешеному декору, череде эстрадных артистов, на фоне которых порой забывается, зачем вообще здесь собрались гости. Подобных «масштабных» свадеб я видел очень много, и мне нравится, что сейчас все больше людей делают скромные торжества со вкусом. По локациям на первом месте, пожалуй, Италия — я очень часто там снимаю, потом Франция и Швейцария.

Какие есть табу у свадебных фотографов?

Здесь все вполне очевидно: например, не фотографировать невесту «на ладошке», то есть избегать архаизмов фотографии. Ведь в представлении многих людей, далеких от творчества, свадебный фотограф предстает эдаким тамадой с гармошкой, который и спляшет, и всех в ряд поставит, и отличные фотокарточки сделает. Но это уже давно не так.

Какие форсмажорные ситуации во время съемок вы можете вспомнить?

В конце прошлого года мы снимали Тимати на афишу его недавнего концерта в «Олимпийском», это же фото пошло на обложку его нового альбома. По референсам я должен был снять его с кольцевым светом, чтобы в зрачках отражался круг. Я так никогда раньше не делал, но в теории выглядело просто. Я арендовал специальный свет, все поставил, сделал тестовый снимок и понял, что получается совсем не та картинка. Как выяснилось, размер кольца должен быть раза в три больше головы человека, чтобы отражаться в зрачках. Сначала мы с продюсером запаниковали, но потом нашли решение: поставили четыре стрипбокса на уровне головы — так получился квадрат в глазах, который мы потом успешно трансформировали в круг в фотошопе. По‑моему, получилось даже лучше, чем задумывалось.

Надо сказать, что и Тимати крайне фотогеничен: не все обладают таким качеством. А как лучше всего, на ваш взгляд, позировать для светской хроники?

Конечно же, с улыбкой. А если серьезно, чтобы хорошо получаться на фото с мероприятий, нужно потренироваться дома перед зеркалом. Девушкам можно положить руку на пояс, можно сделать так называемое «ножкой эть», то есть подогнуть ее. Мужчинам же лучше просто стоять в расслабленной позе или засунуть руки в карманы.

Можете ли вы назвать самых фотогеничных людей из светской тусовки?

Пожалуй, те, кто наиболее естественно себя ведет и не боится быть собой: Ингеборга Дапкунайте, Светлана Бондарчук, Аня Чиповская…

Мне нравится, что сейчас все больше людей делают скромные свадьбы со вкусом

Вы делаете съемки со многими знаменитостями, а они, как известно, к своим снимкам относятся довольно требовательно. Вам часто приходится настаивать на своем?

Съемка портрета — это прежде всего общение с человеком, нахождение общего языка, каких-то внутренних рычагов. Медийные люди при личном общении более закрыты, и моя задача — постараться максимально сбросить этот барьер при встрече: это и есть ключ к успешной фотографии. Даже если свет, резкость и диафрагма выставлены идеально, но человек при этом зажат, хорошие фото сложно сделать.

С кем из знаменитостей вам было приятнее всего работать?

Я бы выделил Ренату Литвинову — тонкая, чувственная натура, работать с ней — одно удовольствие. Я даже спину больше выпрямляю во время съемки с ней. Еще мне нравится работать с Натальей Якимчик, мы давно сотрудничаем. И, конечно, с Лесей Кафельниковой: мы с ней всегда на одной волне и быстро получаем необходимые кадры.

С какой моделью вы мечтаете поработать и почему?

Хотел бы поработать с Сашей Лусс: на ее фотографиях помимо очевидной красоты видна ее трогательная энергетика — возможно, именно поэтому она сейчас так знаменита.

А вам самому нравится оказываться перед объективом?

Если честно, всегда немного нервничаю поначалу. Но когда понимаю, что нахожусь в руках профессионала, просто делаю то, что говорят. И стараюсь не думать, что «вон тот софтбокс я бы немного передвинул».

Как вы относитесь к селфи?

Нейтрально. Сам их не делаю — у меня даже фронтальная камера частично не работает, и я не стремлюсь это исправить. Мне кажется, селфи — это больше самолюбование, чем прием художественной фотографии.

Расскажите о своей travel-истории. Вы тщательно готовитесь к путешествиям, прописываете локации?

Планирование путешествия для меня — не менее захватывающий процесс, чем сама поездка. Чем лучше произведена подготовка — поиск маршрутов, людей, которые живут в этой стране и с которыми можно встретиться, выбор компании для путешествия, — тем удачнее будет поездка. Но опять же, нужно оставить место для авантюры, для приключений — тогда путешествие будет полноценным.

Селфи — это больше самолюбование, чем прием художественной фотографии

Как опытный путешественник поделитесь лайфхаками: как попасть на пустую крышу с крутым видом, где найти необычные ракурсы, безлюдные пространства для фото?

Чтобы поездка была запоминающейся, а не стандартной туристической, нужно знакомиться с местными людьми. Только они могут рассказать что-то действительно интересное, показать безлюдные места. Я бы начинал планировать путешествие с контактов в той стране, в которую вы собираетесь. А чтобы увидеть места с открыток именно такими, как они там изображены, нужно вставать пораньше — в 5−6 утра. Только так можно избежать большого скопления людей и насладиться самыми красивыми видами.

Какие маршруты у вас запланированы на ближайшие месяцы?

Большая часть поездок — по работе: ралли на Балканах, Ницца, Маджоре, Комо, Тоскана, снова Комо, Сорренто, Париж… Между съемками поеду в Италию с родителями, а на Новый год — на Кубу и в Центральную Америку. Ах да, совсем забыл, еще в планах Марокко и Португалия.

Самые красивые места, в которых вам доводилось снимать?

В первую очередь, Исландия. Причем я бы не стал выделять какой-то конкретный район — вся страна прекрасна. Это сплошной источник вдохновения! Южный район Аргентины — Патагония: там самые красивые горы, которые я когда-либо видел, и совершенно космические ледники. Я считаю, что каждый должен хотя бы однажды это увидеть.

Есть ли что-то, что вы никогда не согласились бы снимать?

Я никогда не буду снимать то, в чем не вижу красоты. Ведь даже если переступить через себя и просто сделать то, что просит заказчик, вряд ли результат кого-то устроит.