Поиск
15 октября 2015

Жизнь в Freywille

«Украшения Freywille предназначены для образованных людей», — уверен Фридрих Вилле. О культурном коде, заложенном в каждое изделие, президент ювелирного Дома рассказал Harper’s Bazaar.
Жизнь в Freywille
  • Интервью: Ольга Свичинская
  • Фото: Архивы пресс-служб

В следующем году компания Freywille, основанная художницей Микаэлой Фрай, отмечает свое 65-летие. Появившись вскоре после Второй мировой войны — в 1951 году, бренд быстро стал эталоном в области расписанных вручную ювелирных украшений: Микаэла Фрай, специалист в сфере флористического дизайна и технологий, изобрела свою систему декорирования, и она быстро покорила Европу. Накануне знаменательной даты мы решили вспомнить важнейшие моменты из истории Freywille вместе с одним из самых опытных ее сотрудников. Фридрих Вилле пришел в компанию спустя 20 лет после ее основания, чтобы реорганизовать рабочий процесс. И остался с ней на 45 лет.

Фридрих Вилле

Говоря об истоках Freywille, очевидно: вы находитесь к ним ближе, чем кто-либо. Расскажите, как развивался бренд в прошлом веке?

Основатель компании, Микаэла Фрай, вышла замуж за англичанина и переехала жить в Лондон, поэтому изначально бренд Freywille был представлен исключительно в британских универмагах. И только спустя несколько лет он появился в магазинах других европейских стран. Придя в компанию в начале 70-х, я принялся за поиски художников и дизайнеров. В новую команду вошла в числе других моя жена — ее карьера во Freywille в роли дизайнера началась, когда ей был 21 год. Она замечательный художник. Этот период ознаменовался сотрудничеством с Hermès: мы много сделали друг для друга. В 1996—1997 гг. мы начали строить собственную сеть магазинов: в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии и Швейцарии. Вскоре наши бутики появились и в России. Я очень долго ждал этого, потому что люблю русскую культуру, в особенности музыку и литературу. Я влюбился в Россию после того, как побывал на балете в Санкт-Петербурге. Я был впечатлен, осознав, что в вашей стране очень ценится культурное наследие. Мы хотим остаться на российском рынке и вместе создавать новое будущее. У нас есть 18 магазинов в России, половина из них в Москве.

Вы действительно любите русскую культуру. Как появились посвященные ей коллекции?

Безусловно. Первая идея украшений в русском стиле появилась у меня в Санкт-Петербурге, когда я изучал выставку Казимира Малевича в Русском музее. Потом мы с женой посмотрели эту же экспозицию в Вене и решили, что просто обязаны посвятить коллекцию гению супрематизма. Ее дизайн «кричал» о том, что нужно наслаждаться жизнью и смотреть на искусство. Когда я пытаюсь объяснить это журналистам, например, меня не всегда понимают. Очевидно, что в абстрактное искусство влюблены очень немногие.

Чтобы полностью понять Россию, нужно любить балет, музыку Чайковского, однако не все на это способны. Зато каждый понимает «Калинку». И украшения Golden Kalinka являются нашим бестселлером: они продаются до сих пор!

Два года назад мы создали еще одну русскую коллекцию — «Русская страсть». За основу были взяты элементы русского фольклора, в особенности нас заинтересовала хохлома. Русская культура очень любопытна Западу, ведь в ней смешивается столько других! Все потому, что вашем фольклоре европейские элементы сочетаются с азиатскими, в частности с монгольскими нотками. Чтобы полностью понять Россию, нужно любить балет, музыку Чайковского, однако не все на это способны. Зато каждый понимает «Калинку». И украшения Golden Kalinka являются нашим бестселлером: они продаются до сих пор и, кстати, очень и очень популярны в Китае. Если вы любите классическую музыку и балет, вы сразу понимаете эту коллекцию. В ней есть старые истории русской культуры, традиционный стиль, матрешка… Но это не конец. У нас есть еще немало идей для творчества.

Надеюсь скоро увидеть следующие «русские» украшения. Чему посвящена ваша последняя коллекция?

Живописи Клода Моне. В коллекцию вошли несколько важных мотивов его творчества — например, водяные линии, изображенные на изделиях Orangerie, или ирисы. Последние пользуются особенной популярностью у всех, кто любит внедрять в свой стиль искусство импрессионистов, а потому они могут остаться в основной коллекции навсегда. Кстати, все 25 украшений и изящный шелковый платок, также посвященный Моне, уже можно найти в наших бутиках.

Каковы основные этапы производства. Вначале вдохновение, а потом…

Вдохновение не приходит по расписанию, поэтому иногда мы начинаем работать без него. И тема коллекции приходит к художнику уже в процессе. На разработку дизайна уходит полгода, после чего мы приступаем к производству и, наконец, к тестированию продукта: выставляем украшения в магазинах Вены и смотрим, чему отдают предпочтение туристы. Обращая внимание на страну, из которой они прибыли, мы отлично знаем, что чаще всего выбирают русские, как американцы, так и китайцы.

Какие материалы вы используете?

Всего три типа: 18-каратное золото, бриллианты и эмаль.

Где находится ваше производство и большая ли у вас команда?

В центре Вены. Над изделиями Freywille трудятся около 50 человек. Из них пять художников и столько же графических дизайнеров.

Кто ваша целевая аудитория?

Люди, которые понимают и любят искусство. Те, у кого много денег, могут легко позволить себе украшение из 18-каратного золота. Но в нашем случае очень важно понимание дизайна Freywille. Кроме того, покупатель должен понимать, где и как он хочет носить наши украшения. Я всегда думаю о том, что они предназначены прежде всего для образованных людей.

Какая страна является наиболее важной для вас?

Вся Австрия, конечно же, а также Франция и Россия. Китай, продвигающийся вперед год от года. Кстати говоря, мы начали сотрудничать с ним даже раньше, чем с Россией.

Кто ваш основной конкурент?

Все просто — их нет. Идея нашего бренда уникальна. Единственная проблема — это подделки все в том же Китае. Несмотря на то, что там «изготавливают» лишь малую долю наших изделий, это доставляет нам много хлопот.

В чем заключается суть работы Freywille?

Главное, на чем мы сфокусированы, — наш продукт. Мы хотим сохранить это в будущем. Именно поэтому и не хотим расширяться.

Есть ли у вас клиенты, которые хранят верность вашим украшениям с начала существования бренда?

Наши ювелирные изделия очень часто покупались для детей, особенно в Германии и Австрии. Но теперь, по‑моему, другое время. Люди не могут позволить себе тратить так много денег на ребенка.

Могу с вами согласиться. Однако многие бренды все же создают небольшие детские коллекции.

Такая есть и у нас — под названием «Принцесса», но она представлена не во всех магазинах. И все же мы хотим, чтобы наши украшения носили не только богатые люди, а в первую очередь те, кого можно описать как «образованных и культурных».

Где, по‑вашему, можно увидеть женщину в ювелирных изделиях Freywille?

Это зависит от страны. Но чаще всего — на праздниках и торжественных мероприятиях. 40% клиентов — женщины, которые тратят свои деньги на себя. Потому что наши изделия для тех, кто зарабатывает и успешен в своей профессии.

Какое украшение из вашей основной коллекции должна иметь каждая женщина?

Никогда раньше не задумывался об этом. Думаю, браслет. С изображением тех или иных арт-элементов. Чаще всего у нас покупают кольца, но именно он — наше культовое изделие.