Поиск
12 августа 2016

Хичкок жив: как фильмы культового режиссера повлияли на моду

Со дня рождения великого мастера саспенса прошло целых 117 лет, но мода по‑прежнему ценит его вклад в мировую культуру.
Хичкок жив: как фильмы культового режиссера повлияли на моду
  • Текст: Катя Мячикова

Героиня Хичкока — будь то Типпи Хедрен в костюме цвета нильской воды в «Птицах», Ким Новак в серых жакете и юбке в «Головокружении» или Грейс Келли в пышном платье в «Окне во двор» — словно существует вне моды. Сам маэстро в интервью всегда отмахивался от модного вопроса, и его любимый художник по костюмам Эдит Хэд ему вторила. Скорее всего, оба говорили не совсем правду: героини фильмов Хичкока всегда выглядят безупречно и одеты согласно моде своего времени. Что режиссер и костюмер точно имели в виду, так это то, что модные тенденции для них стояли на последнем плане. Главным было виртуозно использовать одежду как инструмент повествования. Куратор выставки «Голливудский костюм», показанной в лондонском Музее Виктории и Альберта в 2012—2013-х годах, Дебора Ландис, рассказывает: «Хэд всегда говорила, что Хичкоку претила «зрелищность», как он это сам называл. Он использовал моду как орудие. К примеру, «Птицы» — это фильм-погоня, в котором нервы Типпи Хедрен с каждой минутой натягиваются все сильнее и сильнее. Нельзя было сделать костюм яркого, броского цвета. Персонажу и ее эмоциям в кадре отведена главная и единственная роль, и ничто не должно отвлекать зрителя от этого».

«Головокружение», 1958

Что бы ни говорили Хичкок и Хэд, они прекрасно понимали, какой смысл заложен в одежде. Так, согласно детальному анализу костюмов из фильма «Головокружение», проведенному арт-критиком Айрис Вейсей, наряды актрисы Ким Новак отражают каждый сюжетный поворот с детальной точностью. Новак играет сразу двух персонажей — аристократку, богатую наследницу Мадлен и простую продавщицу из канзасской глубинки Джуди. Одевая первую героиню, Эдит Хэд стремилась создать образ женщины-призрака, неуловимой и недостижимой мечты героя Джеймса Стюарта при помощи лаконичных и закрытых костюмов, свитеров с высоким горлом, минималистичных пальто и перчаток, все — чистых и холодных (лучше даже сказать «ледяных») цветов. Джуди на ее фоне смотрится незамысловато и порой вульгарно: яркий макияж, откровенные платья и отсутствие нижнего белья. В фильме одежда играет роль фетиша. Главный герой Скотти пытается воскресить умершую Мадлен именно с ее помощью. И это — не единственный пример вдумчивой работы над стилем персонажей под чутким руководством Хичкока. Желтый саквояж Типпи Хедрен в фильме «Марни» в первые пять минут фильма получил больше экранного времени, чем сама актриса. Окутанная в густые черные перья и блестки Марлен Дитрих в «Страхе сцены» излучает опасность, а Норман Бейтс воплощает собой иконический ужас в платье своей матери в «Психо». Именно эта глубинная связь между героем и его одеждой, которой Хичкок уделял столько внимания, поспособствовала тому, что его кино стало иконическим для моды.

«Марни», 1964
«Психо», 1960

Холодная, прекрасная и энигматическая хичкоковская героиня переносится дизайнерами из загадочных историй про убийства на модную сцену и в наше время. Александр Маккуин дважды обращался за вдохновением к картинам этого режиссера. В осенней коллекции 2005-го года несколько моделей в точности повторили образы Типпи Хедрен: идеально скроенные пальто, костюмы и даже укладки. Только ко всему этому дизайнер добавил щепотку голливудского шика. В 2009-м Маккуин представил фантастическую коллекцию, в которой классический нуар стал еще мрачнее: юбки и жакеты в динамичную английскую клетку обрастали острыми углами и на экстравагантно накрашенных моделях приобретали по‑настоящему пугающий характер. Эти образы стали правдоподобными иллюстрациями наивысшей точки хичкоковского саспенса.


Помимо Маккуина в любви Хичкоку признавался и Мариос Шваб. На осенне-зимнюю коллекцию 2012 его вдохновили героини Ким Новак и Марлен Дитрих. Дизайнер признался, что холодная блондинка в лучших традициях Хичкока — это образ, к которому он всегда готов вернуться. «Хичкок рядом со мной с тех пор, как я обратился к идее femme fatale, — говорит он. — Это женщина, на которую ты смотришь, в которую влюбляешься, но ты понятия не имеешь, кто она». Он также добавляет: «Для меня дело не в конкретной одежде или ретро как таковом. Все завязано на атмосфере и кинематографичности».

Идеальный баланс здравомыслия, очарования, уязвимости и отваги в стиле хичкоковских героинь также отразился в коллекциях других дизайнеров. В сезоне весна-лето 2012 Раф Симонс для Jil Sander цитировал юбки и пальто из «Головокружения» (как у Мадлен, разумеется) — рекламная кампания коллекции также выглядела чистым референсом фильма. В том же сезоне Альбер Эльбаз для Lanvin показал подборку любимых Хичкоком чистых цветов и драматичных силуэтов. В сезоне осень-зима 2013/2014 Bottega Veneta «поженили» 1950-е и 2010-е: формы и цвета пальто и платьев оценил бы сам Кристиан Диор, но сюрреалистичные детали меняли все настроение одежды на модернистский лад. Миучча Прада тоже поэкспериментировала в том сезоне со стилем роковой женщины в духе Хичкока, да и у Oscar de la Renta угадывались некоторые мотивы: неизменные пальто, узкие юбки до колена, перчатки и так далее. Осенью следующего года стилистика утонченной Херден и фарфоровой Келли явно читалась в коллекции Carolina Herrera, а в 2015-м осеннюю коллекцию по культовым триллерам выполнил бренд Altuzarra.

Рекламная кампания Jil Sander, весна-лето 2012

Все эти примеры доказывают не только то, что Хичкок — культовый режиссер, а Эдит Хэд — великолепный костюмер, но и то, какой вечный образ им удалось воплотить на экране. Сейчас мало кто станет копировать наряды Новак, Келли и Хедрен слово в слово, но их одежда из сезона в сезон остается твердой почвой для смелых дизайнерских исследований форм, цветов и декора. Как сказала Дебора Ландис, «фильмы влияют на моду только в случае успеха — публику нужно соблазнить».