Поиск
27 октября 2017

Рия Кебурия: «Самой сложной задачей было объяснить миру, что я делаю»

Дизайнер о переходе из моды в искусство без потерь

Рия Кебурия
Рия Кебурия

О Рии Кебурии мы услышали в 2013 году, когда девушка с черными кудрями представила свою дебютную коллекцию на Ukrainian Fashion Week в Киеве. Запоминающаяся одежда и такие же необычные аксессуары незамедлительно привлекли внимание к дизайнеру из Грузии. С того момента мы следили за тем, как появлялись коллекции и как в итоге Рия проделала путь от моды к искусству не меняя одно на другое, а органично совмещая. Так в этом месяце в рамках Tbilisi Photo Festival прошла презентация проекта Рии Room 410 — онлайн-галереи, где у фотографов появляется возможность рассказать ее истории на свой лад. При чем здесь истории и почему девушка считает себя в первую очередь storyteller, а не модельером и не куратором, ее расспросила Екатерина Поклад.

С чего началась твоя любовь к моде?

Я была настоящим fashion addict. Первой любовью лет в 17 стал Marc Jacobs. Он очень подходил моему внутреннему персонажу. Потом я влюбилась в японскую моду настолько, что выбрала себе псевдоним «Рия». В паспорте я Лия, но в японском языке нет буквы «л» — она у них «р». Я очень любила Comme des Garcons, была в их системе. И вот этот storytelling у меня пошел как раз от японцев, буквально сформировал мою карьеру.

Расскажи про storytelling.

Это мой метод. Сначала истории перевоплощались только в одежду. Потом я поняла, что они несут за собой гораздо больше и переключилась на коллаборации. Это позволяет мне донести все невысказанное. Так поменялся и весь концепт бренда, и я стала галереей, которая базируется на коллаборациях с дизайнерами и артистами.

Откуда берутся эти истории?Из мыслей, наблюдений и фильмов. Например, вторая коллекция базировалась на впечатлениях от французской ленты «Мой дядюшка» Жака Тати — настолько меня впечатлила увиденная там архитектура.

Актриса Тинатин Далакишвили в лукбуке Ria Keburia осень-зима 2014
Актриса Тинатин Далакишвили в лукбуке Ria Keburia осень-зима 2014
Фото: Grigor Devejiev

Как ты поняла, что нужно сменить направление в сторону искусства?

Было много столкновений между мной как индивидуальностью, дизайнером и рассказчиком. Метод ведения коммерческого бренда мне совершенно не подходил, поэтому пришлось рискнуть и сменить направление. Помогли в этом дизайнеры и художники, которые занимаются современным искусством. Когда я начинала делать коллаборации, еще будучи брендом, я познакомилась с Романом Ермаковым и с Андреем Бартеневым и поняла, что чувствую ту же энергетику. Я увидела себя в перформансе, и уже делала что-то большее, чем лук. Появлялась художественная хронология, динамика. Самой сложной задачей было объяснить миру, что я делаю, потому что в трансформировании из уже сделанной работы в новую есть что-то, что люди не осознавали сначала.

Что такое Room 410?

Как раз во время перехода из дизайнера в кураторы я долгое время была в Москве. 410 — это номер комнаты в отеле «Кебур Палас», где был мой шоу-рум. Там происходили чудесные и мистические вещи, рождался новый продукт, собирались талантливые люди и проходили съемки. Став куратором, я поняла, что хочу взять еще и фотографию, так как моя галерея базируется на интерпретациях разных людей. Room 410 — это проект, в котором фотографы, используя наши арт-объекты, пересказывают мою историю через свои видения. В дальнейшем Room 410 будет развиваться, а я буду задаваться другими кураторскими задачами. Каждый год новая тематика, планируются видео-арт и перформансы. Может, moving pictures.

RIFAT SALIHOV
RIFAT SALIHOV

GUGA SARALIDZE
GUGA SARALIDZE


Room 410 — это онлайн-галерея, в связи с этим, интересно узнать, как сильно, на твой взгляд, интернет повлиял на моду и искусство?

Думаю, если бы у меня не была инстаграма (@riakeburiagallery) и фейсбука, моя галерея была бы далеко не так популярна. Не было бы такого спроса на сотрудничество. Я полностью реализовываю себя через интернет. Это правильно, это работает. Интернет — это один из способов быть увиденным, услышанным и оцененным.

У тебя интересный сайт, на котором я увидела раздел «Baby», и не совсем поняла о чем он, расскажешь?

Это часть философии моего бренда: круг молодых ребят, которые отличаются тем, что несут андрогенный и очень юный визуал того периода, когда ты не можешь отличить, девочка перед тобой или мальчик. У моей галереи постоянно меняются атмосферы, истории, а «ребенок» настолько мил, что неважно, что он оденет. В будущем хочу сделать аукцион, базирующийся на историях. Они превратятся в лоты, продавать которые будут помогать эти ребята своей харизмой и внешностью. Как только мы пишем в разделе на фотографии «adopted», это означает, что он полностью принадлежит мне, и виртуально мы превращаемся в одну большую семью.

Раздел «Baby» на сайте riakeburia.com
Раздел «Baby» на сайте riakeburia.com

Элене Метревели
Элене Метревели

К кому ты больше всего прислушиваешься?

К моей подруге Элене Метревели. Она любитель рисковать, экспериментировать. Она творит. Я полностью доверяю ее идеям и вкусу. Элене заряжает меня таким позитивом, что потом легче двигаться дальше.

На каком ты сейчас этапе и где ты себя представляешь дальше, в Москве?

Здесь у меня работа, я в тонусе и знаю, чего хочу. Но отовсюду, где я приобретала образование, я взяла понемногу (Рия училась в парижской International Fashion Academy и в этом году закончила магистратуру в лондонском Sotheby's Institute of Art — прим. bazaar.ru), и пришла к такой гибридной галерее. Вся загвоздка в том, что хоть мы и делаем арт-продукт, это все-таки мода. Есть убеждение, что арт — это не фэшн, а фэшн — это не арт. Я одна из тех, кто пытается пойти по обеим путям и доказывает, что это все-таки возможно. В будущем есть варианты выйти на японский рынок, думаю, для галереи самый подходящий вариант. И некоторые истории у нас уже будут в Токио, мы будем потихонечку выставлять там поп-апы.

Куратор Tbilisi Photo Festival Нестан Нижарадзе:

«Мы живем в эпоху изображений: технологии и смартфоны их всех сделали фотографов, и в этом бесконечном потоке сложно ориентироваться. Но как раз конкурсы, гранты и фестивали помогают найти стоящих. Восьмой Tbilisi Photo Festival был сфокусирован на модной фотографии и коллаборация с Room 410 стала в этом ключе очень интересной, так как проект показал нам молодых фотографов этой сферы. Открыл нам художников, чьи визуальные подходы довольно необычны. Уверена, что тех, кого мы выделили, например, Женя Филатова и Ia London, ждет многообещающее будущее».

JENIYA FILATOVA
JENIYA FILATOVA

IA LONDON
IA LONDON

Текст: ЕКАТЕРИНА ПОКЛАД