Поиск
5 октября 2016

Стиль в фильмах Франсуа Озона

Женский триллер, кроссдрессинг и протестантская Англия — что еще посмотреть перед выходом «Франца».
Стиль в фильмах Франсуа Озона
  • Текст: Ксения Обуховская
Cовсем скоро на экраны выйдет новый фильм Франсуа Озона «Франц» — участник Венецианского кинофестиваля. Озон, которого многие кинокритики называют французским Вуди Алленом за частоту выхода фильмов, в этот раз взялся за непривычный для себя жанр — послевоенную драму. Рассказываем, почему новый фильм нельзя пропустить, а также вспоминаем, какие еще картины французского режиссера интересны с точки зрения стиля и сюжета.

«Франц» (2016)

В своих фильмах Озон часто заигрывает с темой черного юмора и эротизма. Новый черно-белый фильм «Франц» для Озона — абсолютно неизведанная территория, особенно в цветовом плане: нарочитая яркость всегда была отличительной чертой его фильмов. Эта послевоенная ретро-драма по сути является ремейком фильма Эрнста Любича 1932 года «Недопетая колыбельная». Последний, в свою очередь, основан на пьесе «Мужчина, которого я убил» Эдмона Ростана, которая глубоко по‑исторически трагична и насквозь пронизана антивоенной пацифистской идеей. Взявшись за такой фундаментальный киношный материал, режиссер в своей лучшей манере решил переделать его под себя — здесь и его узнаваемый сторрителлинг, и отполированная стилистически картинка. Любопытно, что в фильме есть и цветные вкрапления — предвоенное мирное время в Париже, где жизнь бьет ключом и герои беззаботно наслаждаются тем, что может предложить этот город. Затем при помощи монохромной синематографии, костюмов и декораций Озон отправляет нас в послевоенную Германию 1919 года, где и разворачиваются главные трагические события. Ведущая роль в картине досталась молодой звезде «Комеди Франсез» Пьеру Нинэ. Актер, который начал свою карьеру, играя неотесанных подростков в комедиях, здесь продолжает работать над своим амплуа серьезного, одержимого идеей драматического героя, в которое он довольно талантливо вошел еще в «Иве Сен-Лоране». Как Пьер справился с такой серьезной ролью, а Озон переделал пьесу начала XX века под себя, узнаем очень скоро.

«8 Женщин» (2002)

Идея снять фильм, задействовав исключительно актрис, пришла Озону в голову после просмотра ленты «Женщина» Джорджа Кьюкора. В какой-то момент режиссер захотел сделать ремейк этого фильма из 1930-х, но столкнулся с проблемами с покупкой авторских прав. Тогда недолго думая Озон решил взять за основу своего фильма детективную пьесу 1960-го года «8 Женщин» и усилить в ней юмор и эксцентричность в характерах героинь. Собрав каст из, без преувеличения, самых великих французский актрис (Катрин Денев, Изабель Юппер, Фанни Ардан), Озон создал остроумную криминальную драму с безупречной до искусственности стилизации, которая, по словам самого режиссера, была призвана подчеркнуть женственность, красоту и гламур главных героинь. Недаром эпохой были выбраны 1950-е, где за идеальными укладками, красной помадой и платьями в цвете техноколор с подчеркнуто женственным обтягивающим силуэтом таились истерики, страшные семейные тайны, убийства и даже больше. Фильм стоит посмотреть хотя бы из-за красного платья Фанни Ардан или пальто с леопардовой отделкой Катрин Денев.

«Новая подружка» (2014)

Кроссдрессинг в кино — тема далеко не новая. Вспомнить хотя бы «В джазе только девушки», где герои переодеваются в женскую одежду, чтобы сбежать от полиции, или «Тутси», где безработный актер решает устроиться на работу в образе женщины. В «Новой подружке» Озон идет по стопам этой традиции, а в особенности он вдохновляется криминальным рассказом Рута Ренделла, в котором супруга узнает, что ее муж втайне переодевается в женскую одежду. Правда, эта история заканчивается драмой, у Озона же тема кроссдрессинга приобретает совершенно иной характер. Режиссер продолжает исследовать внешние причины, которые побуждают мужчин переодеваться в женщин. Если в выше упомянутых фильмах это полиция и безработица, то у героя Озона — последствие утраты любимой жены. Озон хочет заставить нас почувствовать боль героя и погрузить читателей в мир кроссдрессинга с легкостью, юмором, гламуром и так, чтобы избавиться от неловкости, которая часто сопутствует этой теме. Сам режиссер прокомментировал выбор темы желанием показать не только женщинам, но и мужчинам все прелести женственности и после просмотра заставить их кинуться в магазин за чулками, элегантным тренчем и помадой. В принципе, стилистика фильма настолько продумана и эстетична, что хочется немедленно привести себя в порядок.

«Ангел» (2007)

«Ангел» — это адаптация романа английской писательницы Элизабетт Тейлор (нет, не актрисы), который повествует о нелегкой судьбе женщины-писательницы на заре XX века в Англии. Главная героиня Энджел — довольно эксцентричный и иногда даже гротескный персонаж. Это история женщины, которая работала в бакалейной лавке, а потом попала в светское общество, где ее мужской характер и желание писать без особого таланта, но с львиной долей воображения, часто отвергался. Озон показывает героиню, которая создала для себя определенную роль, все еще живет в своем собственном воображении и во многом при помощи своего внешнего вида и костюмов ставит себя вне светского общества. В начале XX века английский свет уже вовсю начинает избавляться от кринолинов и корсетов, но Энджел это мало волнует, и она все еще носит старомодные платья, бархатные кринолины в духе 1900-го года и шляпы с огромными мертвыми птицами. Показательна сцена бала, в которой все женщины одеты в пастельные вечерние платья, находящиеся на пике популярности в 1910-е, а героиня Озона комфортно чувствует себя в красном кринолине, будучи похожей на экспонат из другой эпохи. На примере характера и внешнего облика героини Озон исследует то, как неприспособленность к современной действительности во многом может привезти к трагедии, особенно в протестантской Англии.

«Молода и прекрасна» (2013)

В этом нашумевшем фильме Озон исследует женскую сексуальность на примере девочки-подростка из буржуазной семьи, которая начинает заниматься проституцией не из-за финансовой нужды, а из-за желания поэкспериментировать со своим телом, общественной моралью и приобрести независимость. Довольно запретная в наши дни темы помогла Озону проследить психологические и эмоциональные проблемы, с которыми сталкивается молодая женщина во время взросления. Во многом стиль главной героини, сыгранной моделью Мариной Вахт, довольно небрежен: немного мальчишеский и даже неряшливый — джинсы, парки, футболки, скрывающие фигуру. Эта одежда контрастирует с ее природной красотой и в очередной раз подчеркивает чувство неопределенности по поводу своей жизни и тела, которое испытывает героиня, да и каждая женщина, когда пытается осознать себя как взрослую женщину. Любопытно, что в этом фильме Озон отходит от своей типичной «нарядной» синематографии и пытается сделать историю более натуралистичной. Во многом Озон вдохновлялся натурализмом другого фильма, который исследует проблему проституции и молодости, — «Жить своей жизнью» Жана-Люка Годара, в которой главная героиня, сыгранная Анной Кариной, в своей попытке стать независимой сталкивается с жестокой реальностью.