Поиск
9 ноября 2016

Стиль в фильмах Эрика Ромера

5 самых стильных кинокартин французского режиссера.
Стиль в фильмах Эрика Ромера
  • Текст: Ксения Обуховская

За свою долгую жизнь Эрик Ромер снял несколько десятков фильмов. Начиная как молодой режиссер «новой волны», он сумел противостоять политизированному духу времени. Он не снимал фильмы о революции, как это делал Жан-Люк Годар или Франсуа Трюффо, но тонко чувствовал людей с их переживаниями, чувствами и мелкими на первый взгляд проблемами. Большую часть своих картин Ромер снял с оператором Нестором Альмендросом, вместе с которым они создали стильную синематографию, которая сама по себе стала знаменитой. Благодаря таланту создавать простую, но при этом захватывающе красивую картинку, фильмы Ромера до сих пор отзываются в творчестве юных режиссеров и французских дизайнеров. Мы решили вспомнить пять самых стильных фильмов французского режиссера, которые стоит добавить в список обязательных к просмотру.

Колено Клэр (1970)

До того, как мир увидел «Красоту по‑американски», Эрик Ромер снял целый ряд фильмов, в которых восхищение юностью — главный лейтмотив. Пожалуй, «Колено Клэр» — картина, раскрывшая эту тему наиболее полно. Недаром фильм называют одним из лучших в цикле «Шести моральных историй», в которых французский режиссер с удивительной простотой рассказывает о сложных моральных дилеммах простых людей. Сюжет фильма строится на взаимоотношениях дипломата Жерома, который приезжает в канун свадьбы навестить приятельницу на озере Аннеси. Невинный отдых в итоге оборачивается для пресыщенного жизнью и самоуверенного Жерома настоящим воспитанием чувств. Помимо довольно морализаторского урока, из фильма можно вынести и несколько советов по стилю. Характерная для 1970-х мода здесь присутствует в концентрированном виде: укороченные платья в духе Твигги, цветастые мужские рубашки, брюки-клеш и соломенные шляпы, которые сейчас выглядят подозрительно знакомо.


Коллекционерша (1967)

В 1960-е Ромер все еще был предан «новой волне», поэтому третья повесть из цикла «моральных» все еще очень напоминает фильмы этого направления своими философствованиями в диалогах. «Коллекционерша» к тому же — первый цветной фильм Ромера, который он снял вместе с оператором Нестором Альмендросом, с которым в дальнейшем отточил свой фирменный визуальный стиль. Одно из главных достоинств фильма наряду, конечно, с его кинематографической ценностью, — юная Хайде, которую сыграла непрофессиональная актриса Хайде Политофф, вдохновившая Ромера на создание персонажа. В фильме девушка с аккуратной стрижкой боб меняет мужчин так же часто, как и цвет своих трикотажных топов. В целом, как бы клишейно ни звучал этот вывод, но трикотажные водолазки и их разновидности в 1960-е и 1970-е действительно были одним из главных компонентов французского стиля, а сегодня просочились в эстетику многих современных французских брендов — Jacquemus, например. На своем примере юная коллекционерша показывает, что трикотаж в рубчик можно сочетать как и с джинсами и шортами, так и с юбкой цвета металлик.



Любовь после полудня (1972)

Однажды в повседневную рутину замужнего адвоката вторгается бывшая девушка его друга в потасканной рокерской дубленке и заставляет задаться вопросом, счастлив ли он на самом деле. Возможно ли изменить свою привычную жизнь ради порыва влюбленности? Ромер пытается ответить на этот вопрос в фильме «Любовь после полудня». Хлое, которую сыграла модель и икона французских 1960-х Зузу, нарушает то самое буржуазное спокойствие офисного работника Фредерика своим буйным нравом и, конечно, не менее ярким стилем. Он в фильме отточен в свойственной режиссеру манере. Здесь мы уже видим не расслабленные круизные 1970-е, как в «Колене Клэр», но городской стиль, слегка вдохновленный рок-н-роллом. Здесь и элегантные водолазки в паре с тренчами в цвет, и роскошные меха в сочетании с шляпами и аксессуарами в духе Мика Джаггера, и целый разброс типично французских челок, которые сейчас повсюду.



Весенняя сказка (1990)

Первый фильм из последнего цикла Ромера «Сказки четырех времен года» начинается очень по‑французски: 25-летняя преподавательница философии отправляется на вечеринку, а как результат, вновь обретенная на этой вечеринке подруга-школьница пытается свести ее со своим отцом. Стиль фильма очень характерен для своего времени, и его можно буквально использовать как пособие по приручению mom-джинсов: здесь и джинса на джинсу, и накладные плечи, и шейные платки, и свободный крой. Более того, в «Весенней сказке» в полной мере можно насладиться типичными парижскими интерьерами — белые стены, высокие потолки и много книг по философии.


Полина на пляже (1983)

Ромер снял очень типичные истории о курортных романах глазами юной Полин и ее кузины Марион, вложив туда трепещущие вопросы о сущности любви. На примере двух разных девушек Ромер наглядно показывает, что романтические ошибки можно совершить в любом возрасте, но лучше всего это делать на французской ривьере. Здесь мы снова видим множество прообразов классического французского стиля, будто из коллекций Céline: тельняшки-мариньеры, шейные платки, просторные хлопковые рубашки. При этом все это сдобрено типичными элементами 1980-х: яркими ремнями на талию, макияжем глаз в голубых тонах, кожаными леггинсами и многим другим.