Арт-циферблат: 6 самых красивых техник нанесения рисунка

Горячая эмаль, рельефное золото и другие способы сделать часы произведением искусства.
Арт-циферблат: 6 самых красивых техник нанесения рисунка

На современном ювелирно-часовом рынке ценностью обладают не только точные механизмы, но и исключительный дизайн: там, где заканчивается мастерство часовщика, начинается работа художника. В качестве «холста» выступает циферблат: на нем мастера могут изобразить не только узоры и символы, но и целые сюжеты в миниатюре. Благодаря разным видам эмали, сложным инкрустациям, редким техникам рисунка и новейшим технологиям обработки часовые изделия превращаются в произведения искусства, достойные оказаться в коллекции музея. TheSymbol.ru собрал шесть моделей из последних коллекций высокого ювелирно-часового искусства и выяснил, какие художественные приемы возрождают часовые мануфактуры, на изготовление какого циферблата нужно больше трех месяцев и какие природные материалы, кроме драгоценных камней, используют ювелиры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часы Chanel Mademoiselle Privé Coromandel, глиптика

Искусству глиптики – резьбы по драгоценным камням – научились еще древние египтяне и шумеры, а часовые мастера Chanel впервые нашли применение этой старинной технике в 2014 году. Художественный лейтмотив коллекции Mademoiselle Privé Coromandel был позаимствован, как и многие другие сюжеты, из истории Дома: скульптурные изображения птиц и цветов – не что иное, как повторение рисунка знаменитых коромандельских ширм, которые Габриэль Шанель обожала и которыми была уставлена ее квартира на Рю Камбон (говорят, у нее их было больше 30!). Глиптика по золоту, использованная для создания этой лимитированной модели часов Metiers d’Art, представляет два вида резьбы – рельеф и инталию (оттиск), каждый из которых требует кропотливой работы: мастера часовой мануфактуры Chanel признаются, что на изготовление каждого такого циферблата уходит более 100 часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часы L.U.C. Chopard XP Urushi, техника уруси

Пригласив к сотрудничеству выдающегося художника Кииширо Масумура, объявленного «живым национальным достоянием» Японии, швейцарская мануфактура сделала ставку на объединение западных и восточных традиций декоративно-прикладного искусства. В коллекции ультратонких часов Chopard L.U.C. XP Urushi основным мотивом выбраны символы китайского календаря, регулярно встречающиеся в иконографии. Циферблат, заключенный в изящный корпус из розового золота 750 пробы, исполнен в старинной японской лаковой технике Urushi: изображение создается золотым напылением, которое затем покрывается тончайшими слоями лака уруси. Последний является продуктом сока лакового дерева, произрастающего в Японии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часы Lady Arpels Jour Nuit Fée Ondine, горячая эмаль


Сюжет для рисунка циферблата Lady Arpels Jour Nuit Fée Ondine позаимствован из коллекции украшений 2005 года A Midsummer Night’s Dream, однако, сказочные существа были одним из главных мотивов ювелирного Дома Van Cleef & Arpels с самого его основания. Как и знаковая для бренда фигурка балерины, изображение нимфы олицетворяет женственность и изящество – основные принципы эстетики бренда. Для изготовления «шекспировского» циферблата ювелиры Van Cleef & Arpels использовали сразу две эмалевых техники – витражная эмаль plique-à-jour и выемчатая эмаль champlevé. Крылья бабочки словно отражают сияние луны –такого эффекта мастера добились с помощью техники перегородчатой эмали plique-à-jour. Фон миниатюры – лазурно-синий перламутр – также оттеняет сияние бриллиантов, цаворитов, спессаритов и розовых сапфиров. Эта поэтическая картинка обрамлена в безель из белого золота 38 мм, инкрустированный бриллиантами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часы Patek Philippe Calatrava Rabbits, маркетри (инкрустация деревом)

Президент женевской мануфактуры Тьерри Штерн ценит в мастерах редкие умения, и никогда не раскрывает их имен. Но если личность автора наручных часов Patek Philippe Calatrava Rabbits остается в тайне, технология изготовления циферблата этого коллекционного хронографа известна. Для создания объемного рисунка на циферблате использовано почти два десятка различных пород дерева, тщательно подобранных по оттенкам. Следуя эскизу, художник вырезает детали – их здесь порядка двухсот – точно по размеру, которые затем складываются в композицию на бумаге. Рисунок закрепляется под прессом, затем в течение 2-3 дней происходит процесс сушки, миниатюра корректируется и закрепляется лаком или воском. Штрихи маркетри выполнены настолько филигранно, что издалека кажется, будто изображение написано маслом. Как можно догадаться, стоимость этих часов, выпущенных всего в нескольких экземплярах, озвучивается только по запросу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часы GyroGraff World, напыление эмали

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя главным дизайнерским достоинством «географических» часов GyroGraff World являются трехмерный индикатор лунной фазы и турбийон на двойной оси, рисунок циферблата, безусловно, также заслуживает внимания – хотя бы потому, что подобная техника ручной росписи редко используется в ювелирных мастерских. На каждом из пяти изделий серии GyroGraff изображено очертание одного из пяти континентов – подобную картину мы можем наблюдать из космоса. Рельефный рисунок вырезается на белом золоте при помощи лазера, а затем вручную покрывается специальной эмалью. Красящее вещество, измельченное до консистенции пудры, получают из оксида металла и красителя, и затем аккуратно, слой за слоем, наносят кистью на поверхность циферблата. Между каждым слоем рисунок подвергается термической обработке при 800-900˚C. Последним идет слой лака – для более интенсивного контраста оттенков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часы Jaquet Droz Petite Heure Minute Mosaïque Éléphant, мозаика из яичной скорлупы

Сцены из жизни флоры и фауны – распространенный сюжет в высоком ювелирно-часовом искусстве, однако там, где многие мастера прибегают к эмалевой технике и ручной росписи, создатели часов Jaquet Droz Petite Heure Minute Mosaïque Éléphant воспользовались необычной азиатской техникой – мозаикой из скорлупы перепелиных яиц. Изображение слона, символа мудрости и силы, на фоне рисовых полей сложено из 2000 мельчайших кусочков скорлупы, отсортированных по форме и цвету вручную. Мозаичный рисунок выкладывается по заранее подготовленному шаблону, а затем покрывается прозрачным лаком и полируется до достижения однородной поверхности. Строение самого циферблата отличается от всех представленных выше моделей: счетчик часов и минут расположен на панели из черного оникса, которая помещена внутрь миниатюры. Это изделие выпущено в строго ограниченном количестве – всего 8 экземпляров.