Поиск
17 января 2017

Почему вам нужно посмотреть «Рай» Андрея Кончаловского?

Разбираемся, из чего состоит новая картина российского режиссера.
Почему вам нужно посмотреть «Рай» Андрея Кончаловского?

«Я благодарю свою жену Юлию Высоцкую. Этот фильм посвящен матушке России и тем женщинам, которые помогали еврейским детям во время Второй мировой войны," - в своей благодарственной речи в Каннах Кончаловский, пожалуй, лучше всего охарактериризовал фильм «Рай», который выходит в широкий прокат выходит 19 января. В этом году «Рай» вошел в шорт-лист Оскара и претендует стать лучшей картиной на иностранном языке — в общем, фактов «за» в его копилке уже достаточно.

Фильм рассказывает историю, которая во многом напоминает сюжет «Ночного портье», только если бы в нем было меньше неприкрытого эротизма и больше русской идеи. Бывшая русская аристократка и участница французского сопротивления, эмигрировав из России, укрывает еврейских детей, за что ее впоследствии задерживают жандармы-коллаборационисты. В итоге Ольга попадает в концентрационный лагерь, где ей приходится не только расстаться с волосами, но и встретить человека из довоенного прошлого — ныне высокопоставленного офицера С. С. До войны Хельмут был беззаветно влюблен в Ольгу — пожалуй, так же сильно, как в творчество Чехова. С приходом войны он вступил в ряды СС с благими целями, а именно — с идеей построить «рай» на земле. Между давними любовниками завязываются болезненные отношения в лучших традициях Лилианы Кавани, исход которых невозможно предугадать. Потом и сам Кончаловский скажет, что выбор персонажа далеко не случаен и что в образе Хельмута ему было важно показать, что зло не всегда вполощается в образе монстра, ведь им может быть и образованный, тонкий человек, любящий Чехова. Вдохновением для создания фильма стала биография княгини Оболенской, которая погибла в Берлине, укрывая еврейских детей, но поднялось совсем на другой, глобальный уровень. И главным вопросом, пожалуй становится универсальность зла и то, каким соблазнительными оно может быть под прикрытием благих намерений.

«Рай» обладает некоторым отличием, которое сразу бросается в глаза и которое, скорее всего, так привлекло к себе внимание и Канн, и Киноакадемии — это патриотичное по своей сути кино снято очень по‑европейски, что, признаемся, редко удается современным русским режиссерам. В своем интервью режиссер сам подчеркнул, что в фильме переплетены три человеческие судьбы и три разные культуры: чувственная французская, идеалистическая немецкая и духовная русская. Помимо этого режиссерская и операторская работа выполнена в лучших европейских традициях и совсем не в свойственной режиссеру манере — фильм сделан полностью в монохроме и в основном состоит из крупных планов и монологов. Кстати, за синематографию в картине отвечал Александр Симонов — оператор, работавший с Балабановым над такими фильмами, как «Морфий» и «Груз». Костюмами, которые детально отобразили не только совесткий стиль в одежде 1940-х, но и главные веяния немецкой и французской моды того времени, занимались Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров, которые уже работали над рядом исторических и литературных экранизаций.

Неудивительно, что картина о тяжелой судьбе русской женщины в эмиграции стала значимой и созвучной для политических воззрений режиссера: Кончаловский сам побывал и в Европе, и в США, но все-таки вернулся домой. Возможно, именно поэтому во многом пафос картины звучит нарочито патриотично и так актуально для современной России. Однако, если откинуть всю политику, пожалуй, впервые у нас появился шанс увидеть настоящую Юлию Высоцкую в действии, которая, кстати, не побоялась на самом деле избавиться от волос ради фильма.

Текст: Ксения Обуховская