Поиск
21 апреля 2014

На круги своя

Как будто наигравшись с черно-белыми полосками и разноцветной клеткой, дизайнеры дружно вспомнили про забытый на несколько сезонов горох. Harper’s Bazaar изучил историю самого жизнерадостного принта и выбрал его лучшие интерпретации из весенне-летних коллекций.
На круги своя

История романа модной индустрии с горохом начинается в XIX веке: тогда этот принт появлялся в основном на танцевальной (недаром в английском названии рисунка — polka dot — можно без труда обнаружить слово «полька») и детской одежде. Эта ситуация практически не менялась до середины XX века — с той лишь разницей, что начиная с 1920-х горох перекочевал и на женские купальные костюмы. Однако уже в конце 40-х он буквально ворвался в гардеробы модниц с подачи Кристиана Диора. На контрасте с монохромной «форменной» одеждой военных лет наряды в горох cмотрелись свежо, оптимистично и очень женственно — неудивительно, что в 50-х они часто появлялись в коллекциях самых известных кутюрье, от Жака Фата до Кристобаля Баленсиаги.



Сверху слева по часовой стрелке: Harper’s Bazaar USA, май 1961. Фотограф Louis Faurer; Harper’s Bazaar USA, май 1959. Фотограф Gleb Derujinsky; обложка Harper’s Bazaar USA, февраль 1952; Harper’s Bazaar USA, март 1954; обложка Harper’s Bazaar USA, май 1954

В 60-е популярность принта достигла пика: Мэри Куант и Руди Гернрайх используют его из сезона в сезон, однако выглядит он уже не по-диоровски элегантно и романтично, а дерзко и энергично. В те же годы горох становится важным стилистическим элементом поп-арта: похожие на комиксы работы Роя Лихтенштейна словно «сложены» из крошечных кругов. Однако главной пропагандисткой гороха в мире искусства по праву считается Яеи Кусама: японская художница выстроила целую арт-философию на основе бесконечно повторяющихся кругов.



Сверху слева по часовой стрелке: Яеи Кусама. «Dots Obsession» (фрагмент инсталляции). 1999 (c)Yayoi Kusama; Яеи Кусама. «Kusama's Self-Obliteration» (кадр из фильма). 1967; Яеи Кусама на фоне одной из своих работ. Courtesy Yayoi Kusama Studio Inc., Ota Fine Arts, Tokyo and Victoria Miro, London © Yayoi Kusama; Яеи Кусама. «Dots Obsession — Day» (фрагмент инсталляции в Кеннеди-центре, Вашингтон). 2008. © Yayoi Kusama; Яеи Кусама. «Pumpkin». 1994 Benesse Artsite Naoshima, Kagawa, Japan (c)Yayoi Kusama, Benesse

В 80-е горошины стали частью образа сильной и успешной женщины — достаточно вспомнить знаменитое коричневое платье «преобразившейся» Джулии Робертс из фильма «Красотка»! Однако уже в 90-е, когда на смену эстетике power dressing пришел стиль гранж, горох на время отошел на второй план, уступив клетке звание главного принта. С тех пор периоды всеобщего восхищения горохом чередовались с годами забвения. Однако в этом сезоне он снова востребован: его можно увидеть и на романтичных платьях Dolce & Gabbana, и на эксцентричных брюках Emanuel Ungaro. А в коллекции Sportmax горох и вовсе стал главным мотивом! От гигантских экземпляров до крошечных, от контрастных до едва заметных — горошинами усеяны не только наряды, но и аксессуары итальянского бренда. Пожалуй, самая оригинальная вариация на заданную тему — меховые помпоны, которыми декорированы туфли: их при желании можно снять и носить в качестве броши. Кстати, в продолжение истории о связи актуального принта и современного искусства Sportmaх совместно с журналом Harper’s Bazaar Art устраивает мероприятие «Polka Dots Art». На вечере, который пройдет 22 апреля в магазине Sportmax в ГУМе, cостоится арт-перформанс Андрея Бартенева, а креативный директор бренда Грация Малаголи лично представит московским поклонницам бренда весенне-летнюю коллекцию.



Сверху слева по часовой стрелке: Burberry Prorsum; Sportmax; Sportmaх; сумка, Sportmaх; Dior Haute Couture; мюли, Sportmaх; Dolce & Gabbana; Emanuel Ungaro