Поиск
15 февраля 2017

Немой Чехов и удмуртский Кафка: лучшие номинанты на «Золотую маску — 2017»

Главный театральный фестиваль уже начинается

В этом году самым скандальным образом в номинанты «Золотой маски» не попали ни Кирилл Серебренников, ни Константин Богомолов. Зато география премии шире некуда — в Москву приезжают спектакли из Воронежа, Перми, Новокуйбышевска, Глазова, Шарыпово и других городов. Мы выбрали постановки, которые точно достойны внимания

«Гамлет»

Театр: Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург
Режиссер: Лев Додин
Номинации: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера», «Женская роль», «Мужская роль», «Мужская роль второго плана»

Без Льва Додина и его спектаклей «Золотую маску» сложно представить уже давно. На этот раз в номинантах его постановка по классике классик — «Гамлету» Шекспира. Только вместо средневековой Дании у Додина — перестроечная Россия, Гамлет в исполнении Данилы Козловского превращается в боевого оппозиционера, а мать Гамлета (Ксения Раппопорт) — в первую леди страны. Современные реалии не помешают истории закончиться вполне традиционно — в перестроечно-шекспировской заварушке не поздоровится всем. Оказывается, «неладно что-то» не только в датском королевстве, но и у нас под боком.

Где: Мастерская Петра Фоменко, Новая сцена
Когда: 5—6 апреля

«Три сестры»

Театр: «Красный факел», Новосибирск
Режиссер: Тимофей Кулябин
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Женская роль», «Мужская роль второго плана», «Работа художника»


Страсти вокруг оперы «Тангейзер» давно улеглись, а ее создатель Тимофей Кулябин продолжает творить и изобретать. С «Тремя сестрами» Чехова режиссер обошелся своеобразно — ни «в Москву, в Москву», ни «тарарабумбии» и вообще ни слова чеховского текста вы не услышите. Кулябин поставил поистрепанную сотнями постановок классику на жестовом языке. Вместо слов — нервные жесты, прерывистое дыхание, сдавленные стоны и просто молчание. Кулябин буквально продемонстрировал, насколько трагичной может быть внутренняя глухота человека.

Где: Центр им. Мейерхольда
Когда: 16—17 апреля

«Саша, вынеси мусор»

Театр: Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Режиссер: Виктор Рыжаков
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Работа драматурга»

В этом году «Золотая маска» обзавелась новой номинацией — «Работа драматурга». Одним из первопроходцев стала украинка Наталья Ворожбит, чей текст лег в основу спектакля Виктора Рыжакова «Саша, вынеси мусор». Минималистичная постановка, в которой грустное смешалось с комичным, призывает поразмышлять о классическом тандеме «война и мир». Война в спектакле абстрактная (по сюжету мобилизации подлежат даже призраки), но поминальный стол отчетливо пахнет блюдами украинской кухни — вполне в духе времени.

Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
Когда: 22 марта / 4 апреля

«Корабль дураков»

Театр: Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск
Режиссер: Денис Бокурадзе
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Работа художника по костюму»

Самарский режиссер Денис Бокурадзе не боится экспериментировать. Во‑первых, он поставил на театральной сцене маленького городка Новокуйбышевска спектакль по французским эротическим фарсам. Во‑вторых, его скромная труппа из семи человек играет сразу несколько десятков ролей, растворяясь в быстрой смене масок, костюмов и характеров. Театральный карнавал Бокурадзе жирными мазками живописует человеческую чувственность — то заманчивую, то неприглядную. Одинаковую во все времена.

Где: Театр Наций, Малая сцена
Когда: 13—14 марта

«Процесс»

Театр: Драматический театр «Парафраз», Глазов
Режиссер: Дамир Салимзянов
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Мужская роль второго плана»

Много лет назад удмуртский режиссер Дамир Салимзянов задумал поставить трилогию о попытках человека сбежать от реальности. Первые два спектакля — «Короли и капуста» и «Паутина» — предлагали варианты, куда можно бежать, а последний, «Процесс», рассказывает о месте, откуда бегут. Открывая в романе Кафки то трагичные, то комичные стороны, Салимзянов изображает причудливый универсальный мир, где смешались Европа, удмуртский городок Глазов, гимн России и напевы Верки Сердючки. И сбежать из этого хаоса, увы, невозможно.

Где: Театр им. Моссовета, сцена «Под крышей"
Когда: 13—14 апреля

«Ак и человечество»

Театр: Камерный театр, Воронеж
Режиссер: Дмитрий Егоров
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Мужская роль второго плана», «Работа художника по костюму»

В спектакле по «Рассказу об Аке и человечестве» подзабытого писателя начала ХХ века Ефима Зозули режиссер Дмитрий Егоров взялся препарировать человеческую природу во всех ее противоречиях и неприглядности. Место действия — безымянное тоталитарное государство вне времени и пространства. Главный герой — диктатор, которого от небывалых милостей бросает к кровавой бане репрессий. По настроению. Пока Ак самодурствует, а «человечество» живописно балансирует на грани казни и помилования, безымянная уборщица отмывает место действия с выражением вечного как мир безразличия.

Где: Театр «Современник», Другая сцена
Когда: 28 марта

«Вариации на тему Франка Бриджа»

Театр: Большой театр, Москва
Хореограф: Ханс ван Манен
Номинации: «Балет», «Работа дирижера», «Женская роль», «Мужская роль»

Большой театр — рекордсмен по количеству номинаций на нынешнюю «Золотую маску», их у кузницы балетно-оперных кадров — 25. Среди прочих постановок Большого в номинантах — «Вариации на тему Франка Бриджа» в хореографии Ханса ван Манена. Голландец поставил простой визуально, но нафаршированный эмоциями балет на старую как мир тему — о взаимоотношениях полов.

Где: Большой театр
Когда: 2 марта

«Травиата»

Театр: Театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, Пермь
Режиссер: Роберт Уилсон
Номинации: «Опера», «Работа дирижера», «Работа режиссера», «Женская роль», «Работа художника в музыкальном театре», «Работа художника по костюмам в музыкальном театре», «Работа художника по свету в музыкальном театре»

Сценой пермского Театра оперы и балета завладела мировая звезда. «Травиату» Верди здесь поставил не кто-нибудь, а американец Роберт Уилсон, которого называют самым хладнокровным постановщиком современности. Трехмерное пространство сцены Уилсон магически превращает в 2D-полотно — с помощью света, отточенных движений и мизансцен. Дирижировал ожившими полотнами Уилсона Теодор Курентзис.