Поиск
15 марта 2017

Сергей Полунин: «Мы должны заставить танцевать всю планету»

Бэд-бой мирового балета о трудном периоде в жизни, новом проекте, любви к кино и спасительной силе танца

Фото: Getty Images

Немногие танцовщики в истории балета могут похвастаться таким количеством внимания, какое достается «плохому парню» Сергею Полунину, темпераментному Хитклиффу мира современного танца. На днях татуированный украинский танцовщик запустил новый проект Project Polunin и рассказал Harper’s Bazaar о том, как чуть не бросил балет, о страсти к кино и танце как источнике мира во всем мире.

Даже если балетом вы не увлекаетесь, мастерство и сила танца Сергея Полунина не оставят вас равнодушными. Как и его история. В 19 лет этот украинский парень стал самым молодым танцовщиком британского Королевского балета. А всего через два года приобрел репутацию плохого парня — покрыл все тело татуировками и не раз выходил на сцену под действием кокаина. Тогда танцовщик переживал, пожалуй, самый тяжелый период в своей карьере. «Я был очень расстроен, — говорит Полунин. — Мне было сложно поверить в то, что происходит сегодня с балетом. Я работал по 12 часов шесть дней в неделю за смешные деньги. Раньше к танцовщикам относились лучше — о них заботились, они могли позволить себе купить дом. А теперь мы как дети — приходится снимать жилье вместе с тремя-четырьмя коллегами. Денег не хватает не только на собственную квартиру, но иногда — даже на ужин. Футболист за три недели зарабатывает столько же, сколько танцовщик — за год. При этом мне не позволяли сотрудничать с другими танцевальными компаниями — из-за конкуренции. В искусстве такого быть не должно. Оно не о том, кто кого перещеголяет, а о том, что лично ты можешь дать другим людям. У нас не было чувства общности. Изменить я это не мог, поэтому решил уйти».

О принятом решении Полунин не жалеет, но отмечает, что при других обстоятельствах все могло бы пойти по‑другому. «За последние четыре года я повзрослел, поэтому мне не кажется, что я что-то потерял. Но если бы у меня был свой менеджер или агент, все могло бы случиться иначе. Успех на 70% зависит от хорошего наставника. А тогда я чувствовал, что меня никто не слушал и не воспринимал всерьез».

Покинув Королевский балет, Полунин отправился работать в Россию, но вскоре бросил балет и там. Укрывшись в доме одного из друзей, танцовщик проводил время перед экраном телевизора в состоянии полной неопределенности, чему бы себя посвятить. «Я хотел податься в кинематограф. Но пристальное внимание прессы остановило меня. Я чувствовал себя потерянным. Всю свою жизнь я не был свободным — всегда находился кто-нибудь, кто говорил, что мне делать. А когда я наконец обрел свободу, не имел ни малейшего понятия, как ее использовать».

В 2015-м Полунин снялся в видео Дэвида Лашапеля на трек Hozier — Take Me To Church. Проект собрал более 18 миллионов просмотров и стал поворотной точкой в карьере танцовщика — ему удалось сделать балет вирусным, интересным для самой широкой аудитории. «Мне хотелось совсем все бросить. Но затем я познакомился с Дэвидом и увидел, как он выбирает лишь те проекты, которые ему действительно нравятся. Он дал мне полную свободу. До этого я был лишь балетным танцовщиком, а Дэвид показал мне, что я могу быть кем угодно».

В этом году Полунин возвращается в мир танца — 14 марта в лондонском театре Sadler's Wells стартовал его новый проект Project Polunin. Танцовщик надеется, что он поможет другим исполнителям избежать неприятностей, которые довелось пережить ему самому в начале карьеры: «Я хочу создать платформу, в рамках которой танцовщики могли бы заниматься творчеством за пределами основной работы. Я хочу, чтобы они могли самовыражаться, поделиться радостью и просто повеселиться».

Полунину удалось направить энергию, некогда подтолкнувшую его к саморазрушению, в новое русло. Он хочет сделать балет демократичнее и понятнее для современной аудитории. В будущем планирует снимать фильмы о хореографии и ставить живые шоу. Возможно, заручиться поддержкой крупной кинокомпании, чтобы продвигать танцевальное искусство на экране. «Мы должны заставить танцевать всю планету, — говорит танцовщик. — Балетный мир очень закрыт — его редко показывают по телевидению. Мы хотим открыть балет всему миру. Люди, которые не могут позволить себе купить билеты в театр, все равно должны иметь возможность посмотреть балет. Высококлассный балет нельзя не полюбить. Танец — это универсальный язык, понять его может каждый. Это чистая эмоция, не требующая размышлений. Это как медитация: когда ты смотришь балет, твоя душа отдыхает. Мы танцуем — и это вселяет в нас радость. В этом смысле танец важнее слов. Люди должны прекратить враждовать и начать танцевать».

Сергей Полунин и Наталья Осипова в Project Polunin
Сергей Полунин и Наталья Осипова в Project Polunin
Фото: facebook.com/SadlersWells

Эскиз к костюмам Project Polunin
Эскиз к костюмам Project Polunin
Иллюстрация: Achraf Amiri‏

Качество исполнения для Полунина все. Каждая деталь его шоу была серьезно продумана: от кастинга танцовщиков до костюмов, усыпанных 350 000 кристаллов Swarovski. «Костюмы определяют движения на сцене. Кристаллы очень красивы. А когда ты выглядишь красиво, то транслируешь правильную энергетику», — замечает Полунин. А дизайнер по костюмам Бретт Алан Нельсон добавляет: «Мне хотелось, чтобы каждый артист почувствовал магию, нечто божественное, — и кристаллы в этом помогли. В каждом движении теперь столько жизни! В этом есть что-то нечеловеческое».

Помимо балета, у Полунина есть еще две страсти. Первая — кино, в котором он видит свое будущее. Полунин уже успел сняться в двух фильмах: шпионском триллере «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс и картине Кеннета Браны «Убийство в «Восточном экспрессе» с Джуди Денч, Джонни Деппом и Мишель Пфайффер. «Мне было страшно — вдруг у меня ничего не получится? Что, если я попробую, провалюсь и мои мечты разобьются? Неизвестное всегда пугает, но нужно быть смелым. Я хочу принимать участие только в проектах самого высокого качества. Быть актером — это самое счастливое занятие в мире. Теперь я каждый день просыпаюсь с воодушевлением».

Другая настоящая страсть Полунина — балерина Наталья Осипова, с которой он познакомился в 2015-м во время работы над постановкой «Жизель». Отношения с Осиповой стали для Полунина настоящей перезагрузкой: «До встречи с Натальей я не мог усидеть на одном и том же месте больше трех недель. Она меня «заземлила». Любить кого-то — это смысл жизни, что тут сказать. Все остальное кажется теперь второстепенным».

Фото: Getty Images

Сергей и Наталья часто работают вместе. И несмотря на химию между ними это не всегда просто. «Когда ты долго с кем-то работаешь, теряется элемент уважения. Исчезают границы — ты можешь попросить человека заткнуться, когда этого не следует делать. Это непросто, особенно когда вы так зависите друг от друга», — замечает Полунин.

Несмотря на чувства к Наталье идеальный день Полунин предпочел бы провести в полном одиночестве. Говорит, такой случай представляется лишь два-три раза в год. «Мы живем в безумном мире — много путешествуем, всегда подключены к интернету, телефоны всегда включены. Поэтому очень важно иногда остаться наедине с самим собой. Желательно — в окружении природы. Если бы я мог провести целый день как хочу, я бы отправился на океан. Вода и огонь — это то, что мне нужно». Эти стихии будто управляют Сергеем Полуниным. Внутренний огонь — это ключ к его амбициозности и невероятному таланту. Но именно спокойная водная стихия помогает ему выжить.

Project Polunin проходит в лондонском театре Sadler's Wells с 14 по 18 марта.

Источник: Harper's Bazaar UK

← Нажмите «Нравится» и читайте нас в Facebook