Поиск
16 января 2018

Как вдохновить (а не заставить) ребенка хорошо учиться

Рассказывают звездные родители Антон Комолов и Екатерина Климова

Антон Комолов, отец Андрея (5 класс)

Во всем должна быть золотая середина. Сейчас во многих школах придерживаются старой модели: чем больше знаний вложишь в голову, тем лучше. В итоге ученики получают гигантское количество информации, которую совершенно не умеют самостоятельно добывать и фильтровать. К счастью, у нас (В Ломоносовской школе. — Прим. HB) есть отдельный кейс, образовательная методика «Интеллект», в рамках которой детей учат работать с массивами данных. Плюс существует кабинет психологической разгрузки, куда каждый может прийти, чтобы пообщаться со специалистом или просто расслабиться в тишине. Красота!

Не играйте в плохого полицейского. Я бы не сказал, что мои родители воспитывали меня в строгости, но система координат была тщательно отстроена: даже четверка считалась оценкой, не заслуживающей особого внимания. К чему это я? А к тому, что такая система не очень-то работает с современными детьми.

Позвольте ребенку стать вашим учителем. Лично я то и дело обращаюсь к своему Андрею за помощью: с начала этого года мы договорились, что я буду учить испанский вместе с ним. Частенько он выступает в роли моего строгого, но справедливого наставника. И знаете что? С ним точно не забалуешь.

Все домашние задания можно делать прямо в школе. И хотя у сына не всегда получается (два-три раза в неделю он посещает секцию баскетбола), приходится доделывать что-то дома, — в целом это очень удобно и позволяет экономить время.

Не учебой единой. У Андрея довольно плотное «светское» расписание: то день буквы Ё, то испанское Рождество — и вот он уже превращается в Мелчора или, прости господи, Балтасара. Я считаю, что это такая же важная часть воспитательного и образовательного процесса, как и заучивание таблицы умножения.

Родительские собрания остались в прошлом. В нашей школе общение построено таким образом, что каждый родитель может в любой момент обратиться к интересующему его педагогу (а не только к классному руководителю), прийти на урок или на консультацию к сотруднику психологической службы. В конце полугодия проходят так называемые родительские сессии со всеми учителями и с директором: нам подробно рассказывают об успехах и сложностях, выстраивают индивидуальную траекторию развития и воспитания отпрысков. А еще всю информацию об учениках (не имеет значения, хорошую или плохую) родители получают тет-а-тет. Это очень правильная идея, которая помогает раз и навсегда победить страх ребенка перед «публичной поркой».

Екатерина Климова, мама Корнея (3 класс), Матвея (5 класс) и Лизы (9 класс)

Если вы верно выберете учебное заведение, вам не придется постоянно мотивировать своего ребенка на успех: за вас это сделают учителя. Так что отсутствие у чада желания учиться — верный признак того, что нужно менять школу, а не журить отпрыска, не разобравшись в ситуации. В Ломоносовскую школу дети бегут с удовольствием, боятся опоздать и скучают на каникулах — мне кажется, это самый главный плюс и показатель того, что все идет правильно.

Помогайте детям с тем, в чем сами хороши. Я человек гуманитарный, творческий (и совершенно не обладаю педагогическими способностями, но этот момент мы опустим). Могу легко и с удовольствием помочь детям с литературой: что-то почитать, выучить вместе. Ну а по остальным предметам пусть занимаются с профессиональными педагогами. Сейчас у них основной упор на русский, математику и английский.

Будьте активнее. В нашей школе родители принимают участие почти во всех мероприятиях: от новогоднего бала в Царицыно до торжественного приема в честь 25-летия «Ломоносовки» в Барвихе. Это лишь укрепляет и без того нежные чувства к альма-матер.

Все смешалось. Раньше мы разделяли «учебную повинность» и свободное время — сегодня же после уроков дети не спешат домой, ведь у них столько всего интересного в школе! Да и сами уроки зачастую проводятся в игровой форме, что окончательно стирает грань между приятным и полезным.

Я стараюсь быть строгой мамой, насколько это возможно при моем рабочем графике. С другой стороны, мы так мало видимся с детьми, что хочется их просто почаще обнимать, проводить вместе праздники и веселиться. Тем более что это отлично отражается на успеваемости.

*Фото сверху: Ирвин Пенн «Still Life with Triangle and Red Eraser», 1985 год