Поиск
22 мая 2017

Кристен Стюарт: «Мне наплевать на гламур и успех»

Bazaar.ru поговорил с актрисой и режиссером о новой короткометражке и экспериментах со стилем

На 70-м Каннском кинофестивале Кристен Стюарт представила короткий метр «Пойдем поплаваем» — визуальный эксперимент с использованием современных технологий. Татьяна Розенштайн посмотрела фильм и расспросила актрису-режиссера о новом проекте и любви к моде.

На прошлогоднем Каннском кинофестивале Кристен Стюарт призналась мне, что в ящике ее стола давно пылится сценарий и что она не снимется ни в одной роли, пока не реализует свой собственный режиссерский проект. И вот он готов — новый 17-минутный фильм «Пойдем поплаваем», поэтический портрет измученного человека, за страданиями которого мы наблюдаем «над и под» водой.

Американским кинокритикам короткометражку показали еще на прошлогоднем кинофестивале в Торонто, а затем — на «Сандэнсе» нынешней зимой. А теперь привезли на Каннский кинофестиваль. Но зачем? Конечно, французы любят американскую актрису вовсе не потому, что она стала лицом Chanel и смотрит на них с рекламных плакатов своими соблазнительными smokey eyes. Стюарт стала популярной во Франции благодаря работе с режиссером Оливье Ассайасом. На сегодняшний день она — единственная американская актриса, получившая почетную награду французской киноакадемии César.

Всегда приятно наблюдать за 27-летней Кристен Стюарт и на красной ковровой дорожке. Ее выходы не обходятся без мини-скандалов. На этот раз она решила отказаться от традиционного вечернего платья и выбрала игривый открытый наряд с круизного греческого показа Chanel. Ей пришлось все же пойти на компромисс и подобрать к наряду не слишком любимые ею каблуки.


Как и сама Стюарт, «Пойдем поплаваем» совсем не вписывается в фестивальную программу. Он скорее подошел бы для презентации на Венецианской арт-биеннале, на которой можно найти достаточно подобных проектов — видеоинсталляций с «плавающим» изображением, отсутствием всякого намека на сюжет и эротическим шепотом, комментирующим скорее не действие, а эмоции. Достоинства таких проектов не в сюжете, они — в визуальном стиле, который в случае Стюарт создавался на основе научных исследований.

Работая над фильмом, Кристен обратилась к искусственному разуму и так называемому «нейронному переносу стиля», при котором один кадр накладывается на другой, — получается импрессионистический эффект. Проект Стюарт сопровождает объяснительная статья, вышедшая в январе этого года в крупной научной онлайн-библиотеке arXiv. Да, публикации не проходят здесь научного рецензирования. Но в обстоятельности текста под названием «Оживление импрессионистских картин в фильме «Пойдем поплаваем» с использованием переноса стиля на базе нейронных сетей» сомневаться не приходится. Дело в том, что этот детальный анализ того, как можно использовать подобный метод машинного обучения в кино, Стюарт написала в соавторстве со специалистом по визуальным эффектам Бхаутиком Йоши и продюсером проекта Дэвидом Шапиро. Команда подробно объясняет технику работы над фильмом, описывая в том числе и технические сложности, с которыми довелось столкнуться.

Как возникла идея «Пойдем поплаваем»?

На протяжении четырех лет меня преследовали видения — картины, фразы, лица, от которых мне хотелось избавиться, а заодно сделать и вас соучастниками моих кошмаров. (Смеется.) Шучу я, шучу. И вот я здесь. Для меня это большая честь — приехать с режиссерским дебютом сразу в Канны. Обычно я представляю здесь других людей — своих режиссеров — и всегда волнуюсь, как бы не наговорить ерунды. Теперь, когда я сама себе режиссер, за свои слова отвечать я готова тоже сама.

Кадр из фильма «Пойдем поплаваем»
Кадр из фильма «Пойдем поплаваем»
Кадр из фильма «Пойдем поплаваем»
Кадр из фильма «Пойдем поплаваем»
Кадр из фильма «Пойдем поплаваем»

Фильм концентрируется на внутренних чувствах человека. Почему нет сюжета?

Логика — это не мое. Я человек интуиции, эмоций. Живу одним днем, постоянно меняю планы и люблю плыть по течению жизни. Разум лишь нарушает гармонию мира, превращая людей в бесчувственных роботов. Вот я стою, распинаюсь здесь перед вами, и мне кажется, что мои ощущения и эмоции уникальны. Кто знает, может быть, другим они покажутся банальными. Но это их дело, конечно. Я, например, пересматриваю все 17 минут своего фильма и чувствую, как с каждым разом люблю их все больше и больше.

Вы известны своим бунтарским стилем в одежде…

Признаюсь, мне наплевать на гламур и успех. Фильмы и работа в кино — единственное, что имеет для меня значение. В будничной жизни я даже часто не замечаю, какие вещи ношу, — обычно это штаны, майки, кеды и кепки. Я совсем не являюсь классическим прототипом девушки от Chanel. Та мне представляется тоненькой, женственной и в жемчугах. Меня всегда удивляло, почему столько людей следят за моим стилем или, скажем, за моей жизнью вместо того, чтобы заниматься своей.

Вы любите экспериментировать?

Да, мода — искусство, созданное талантливыми в своей области людьми. Творения дизайнеров помогают мне как актрисе лучше войти в образ. Однако сама я редко экспериментирую со стилем или макияжем. Для этого меня уже 13 лет сопровождает один и тот же стилист. У меня есть лишь одна слабость — я не могу начать день без ежедневного ритуала с тушью и подводкой. А вот волосы мне теперь ни мыть, ни причесывать не надо. Это круто! И здорово экономит время для более важных дел. (Смеется.)

Интервью: Татьяна Розенштайн