Поиск
22 мая 2017

Кристен Стюарт: «Мне наплевать на гламур и успех»

Bazaar.ru поговорил с актрисой и режиссером о новой короткометражке и экспериментах со стилем

На 70-м Каннском кинофестивале Кристен Стюарт представила короткий метр «Пойдем поплаваем» — визуальный эксперимент с использованием современных технологий. Татьяна Розенштайн посмотрела фильм и расспросила актрису-режиссера о новом проекте и любви к моде.

На прошлогоднем Каннском кинофестивале Кристен Стюарт призналась мне, что в ящике ее стола давно пылится сценарий и что она не снимется ни в одной роли, пока не реализует свой собственный режиссерский проект. И вот он готов — новый 17-минутный фильм «Пойдем поплаваем», поэтический портрет измученного человека, за страданиями которого мы наблюдаем «над и под» водой.

Американским кинокритикам короткометражку показали еще на прошлогоднем кинофестивале в Торонто, а затем — на «Сандэнсе» нынешней зимой. А теперь привезли на Каннский кинофестиваль. Но зачем? Конечно, французы любят американскую актрису вовсе не потому, что она стала лицом Chanel и смотрит на них с рекламных плакатов своими соблазнительными smokey eyes. Стюарт стала популярной во Франции благодаря работе с режиссером Оливье Ассайасом. На сегодняшний день она — единственная американская актриса, получившая почетную награду французской киноакадемии César.

Всегда приятно наблюдать за 27-летней Кристен Стюарт и на красной ковровой дорожке. Ее выходы не обходятся без мини-скандалов. На этот раз она решила отказаться от традиционного вечернего платья и выбрала игривый открытый наряд с круизного греческого показа Chanel. Ей пришлось все же пойти на компромисс и подобрать к наряду не слишком любимые ею каблуки.


Как и сама Стюарт, «Пойдем поплаваем» совсем не вписывается в фестивальную программу. Он скорее подошел бы для презентации на Венецианской арт-биеннале, на которой можно найти достаточно подобных проектов — видеоинсталляций с «плавающим» изображением, отсутствием всякого намека на сюжет и эротическим шепотом, комментирующим скорее не действие, а эмоции. Достоинства таких проектов не в сюжете, они — в визуальном стиле, который в случае Стюарт создавался на основе научных исследований.

Работая над фильмом, Кристен обратилась к искусственному разуму и так называемому «нейронному переносу стиля», при котором один кадр накладывается на другой, — получается импрессионистический эффект. Проект Стюарт сопровождает объяснительная статья, вышедшая в январе этого года в крупной научной онлайн-библиотеке arXiv. Да, публикации не проходят здесь научного рецензирования. Но в обстоятельности текста под названием «Оживление импрессионистских картин в фильме «Пойдем поплаваем» с использованием переноса стиля на базе нейронных сетей» сомневаться не приходится. Дело в том, что этот детальный анализ того, как можно использовать подобный метод машинного обучения в кино, Стюарт написала в соавторстве со специалистом по визуальным эффектам Бхаутиком Йоши и продюсером проекта Дэвидом Шапиро. Команда подробно объясняет технику работы над фильмом, описывая в том числе и технические сложности, с которыми довелось столкнуться.

Как возникла идея «Пойдем поплаваем»?

На протяжении четырех лет меня преследовали видения — картины, фразы, лица, от которых мне хотелось избавиться, а заодно сделать и вас соучастниками моих кошмаров. (Смеется.) Шучу я, шучу. И вот я здесь. Для меня это большая честь — приехать с режиссерским дебютом сразу в Канны. Обычно я представляю здесь других людей — своих режиссеров — и всегда волнуюсь, как бы не наговорить ерунды. Теперь, когда я сама себе режиссер, за свои слова отвечать я готова тоже сама.

Фильм концентрируется на внутренних чувствах человека. Почему нет сюжета?

Логика — это не мое. Я человек интуиции, эмоций. Живу одним днем, постоянно меняю планы и люблю плыть по течению жизни. Разум лишь нарушает гармонию мира, превращая людей в бесчувственных роботов. Вот я стою, распинаюсь здесь перед вами, и мне кажется, что мои ощущения и эмоции уникальны. Кто знает, может быть, другим они покажутся банальными. Но это их дело, конечно. Я, например, пересматриваю все 17 минут своего фильма и чувствую, как с каждым разом люблю их все больше и больше.

Вы известны своим бунтарским стилем в одежде…

Признаюсь, мне наплевать на гламур и успех. Фильмы и работа в кино — единственное, что имеет для меня значение. В будничной жизни я даже часто не замечаю, какие вещи ношу, — обычно это штаны, майки, кеды и кепки. Я совсем не являюсь классическим прототипом девушки от Chanel. Та мне представляется тоненькой, женственной и в жемчугах. Меня всегда удивляло, почему столько людей следят за моим стилем или, скажем, за моей жизнью вместо того, чтобы заниматься своей.

Вы любите экспериментировать?

Да, мода — искусство, созданное талантливыми в своей области людьми. Творения дизайнеров помогают мне как актрисе лучше войти в образ. Однако сама я редко экспериментирую со стилем или макияжем. Для этого меня уже 13 лет сопровождает один и тот же стилист. У меня есть лишь одна слабость — я не могу начать день без ежедневного ритуала с тушью и подводкой. А вот волосы мне теперь ни мыть, ни причесывать не надо. Это круто! И здорово экономит время для более важных дел. (Смеется.)

Интервью: Татьяна Розенштайн