Поиск
13 июня 2015

Музей «Гараж»: открытие года

Даша Жукова, Рем Колхас, Антон Белов и Кейт Фаул в среду вечером представили новое здание Музея современного искусства «Гараж». Рассказываем о том, как в Москве появился один из лучших музеев мира.
Музей «Гараж»: открытие года
  • Фото: Архивы пресс-служб
  • Текст: Дарья Горшкова

Новое здание музея «Гараж», спроектированное нидерландским архитектором Ремом Колхасом, принимало гостей в среду и четверг, c раннего утра до наступления кромешной темноты. За это время в преобразившемся павильоне, известном с советских времен как ресторан «Времена года», побывали сотни представителей арт-индустрии из России и зарубежья. На торжественном открытии музея присутствовал, без преувеличения, весь свет: среди гостей можно было увидеть Романа Абрамовича, Карли Клосс, Наталью Водянову, Дельфину Делеттре-Фенди, Джованну Батталью, Александра Мамута, главных героев светских хроник, а также директоров зарубежных музеев, галеристов, журналистов, меценатов, коллекционеров и многих других. Накануне публичного открытия, прошедшем утром 12 июня, в «Гараже» состоялся закрытый ужин с друзьями музея и меценатами, в числе которых были Вуди Аллен, Стелла МакКартни, Миучча Прада, Джефф Кунс, Джордж Лукас и другие важные гости. Селфи в залах с инсталляциями Яёй Кусамы и работой Эрика Булатова, созданной специально для Атриума «Гаража», стали неизменным спутником места, где «встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю», а их невероятное количество — еще одним свидетельством масштабности события.

«Начиная новую главу «Гаража», я с радостью говорю о том, что мы представили более семидесяти выставок и выпустили более 250 печатных изданий, — заявила основатель Даша Жукова, открывая пресс-конференцию. — В 2014 году мы получили статус музея, за восемь лет нас посетили два миллиона человек, и я надеюсь, что это не предел». За столом на фоне мозаичного панно, сохранившегося с прежних времен, она встречала первых посетителей превью вместе с главой архитектурного бюро OMA Ремом Колхасом, директором музея «Гараж» Антоном Беловым и главным куратором Кейт Фаул, вошедшей в команду два года назад.

В то время как временный павильон «Гаража» по проекту Шигеру Бана, полюбившийся за экостилистику и стройные картонные колонны, принимает последнюю выставку в своей истории — «Да нет почему позже» Катарины Гроссе, новое здание готово представить зрителям сразу семь экспозиций. Очень разных, неожиданных и долгожданных. Главная звезда — Яёй Кусама, которая в свои восемьдесят шесть лет продолжает творить и обеспечивать поклонников новыми «точечными» работами. На ее персональной выставке «Теория бесконечности» показаны общепризнанные хиты: «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас» (2013), которая полтора года назад произвела фурор в нью-йоркской галерее Дэвида Цвирнера, а также «Указатель в бесконечное пространство» (2015), напоминающая о коллаборации японской художницы с Louis Vuitton. В обе инсталляции можно погрузиться «с головой»: в залах с галлюциногенными точками или бесконечными зеркалами ощущается отрыв от реальности. Их дополняют декорированные точками деревья на близлежащей аллее Парка Горького, стихи Кусамы и ее раннее произведение — слайд-фильм «Прогулка» 1966 года, в котором художница разгуливает по улицам Нью-Йорка в традиционном японском кимоно.

Другие выставки, оставляя зрителей стоять обеими ногами на земле, обогащают их знаниями о российских художниках, советском быте, киноиндустрии или отношениях России и США по теме освоения космоса. Или, как с персональной экспозицией Риркрита Тиравании, предлагают сыграть в пинг-понг, отведать пельменей и задуматься над фразой: «Завтра — это вопрос?». Его спецпроект, который задействует Ping Pong Club Moscow (P.P.C.M.) и впервые показанные в России работы чехословацкого художника Юлиуса Коллера, а также вступающий в диалог с архитектурной концепцией Рема Колхаса, можно увидеть до 23 августа. До этого же дня открыта выставка «Инсайдер», в которой собраны снимки Георгия Кизевальтера: на них представлена вся андеграундная художественная сцена и главные герои Москвы семидесятых и восьмидесятых годов.

«Мы фокусируемся на создании архивной коллекции советского и российского искусства с пятидесятых годов прошлого века до сегодняшнего дня, и наша цель состоит в том, чтобы будущие поколения знали: у нас есть своя история, а также помнили как важно улучшать культурную структуру в России и Москве», — отметил Антон Белов, объясняя, что они презентуют не только новое здание, но и революционную для нашей страны концепцию музея, свободного от постсоветских стереотипов. В завершение он пообещал нам открытие крупной выставки Луизы Буржуа, которое намечено на сентябрь.

В ближайших же планах музея найдем совместный проект с MoMA в рамках нью-йоркской ретроспективы Йоко Оно: он предусматривает перформансы и различные культурные активности на крыше «Гаража», которые начнутся 21 июня на рассвете и продлятся до полудня. Встреч с искусством, подобных «Утреннему миру Йоко Оно», этим летом будет много: соответствуя популярному в Instagram хэштегу #открытиегода и своему статусу в мировом культурном сообществе, «Гараж» продолжает делать то, чего прежде не делал никто, и с оптимизмом смотреть в будущее.