«Много-много любви»: благотворительному фонду «Дети наши» — 11 лет

Благотворительный фонд «Дети наши» вот уже 11 лет помогает детям из детских домов адаптироваться ко взрослой жизни. В преддверии запуска новых проектов правление и попечители фонда встретились, чтобы рассказать о своей работе
Фото: Дмитрий Каманин
Фото: Дмитрий Каманин
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благотворительный фонд «Дети наши» занимается не самым очевидным, но очень важным вопросом – помогает детям из детских домов адаптироваться ко взрослой жизни. В этом году проекту исполняется 11 лет, по случаю чего он дает старт сразу нескольким новым проектам, которые дополнят системную работу по оказанию помощи сиротам. Теперь будут охвачены все ее этапы — от профилактики сиротства (чтобы ребенок изначально не попал в детский дом) до поддержки выпускников детских домов. Еще одно нововведение — проект наставничества для студентов из региональных детских домов, поступивших в вузы в Москве. Идея проекта — обеспечить выпускников детских домов индивидуальным взрослым наставником, который способен помочь обустроиться на новом месте, помочь предотвратить и вовремя исправить неудачи, поддержать в учебе. В преддверии запуска новых проектов правление и попечители фонда встретились, чтобы поподробнее рассказать о своей работе:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Директор фонда Варвара Пензова: «У нас в стране есть сложившаяся традиция, что о добрых делах не нужно говорить публично. Но мировая и российская практика показывают: чем чаще люди говорят о своем участии в благотворительности, тем больше людей в итоге начинают этим заниматься».

Элла Стюарт, главный управляющий директор группы компаний BBDO, член правления фонда: «На мысль о создании фонда навело то, что к нам регулярно обращались с просьбами выделять деньги для помощи, и мы регулярно их выделяли. И потом я подумала: раз мы можем организовать большое рекламное агентство и делать это профессионально, то мы можем организовать профессиональную команду, которая будет: а) делать что-то правильное для помощи детям; б) делать это профессионально».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анна Маргулис, учредитель фонда: «Когда мы с Эллой Стюарт придумывали этот фонд, было огромное количество детей-сирот, живущих в детских домах, никому не нужных. Мы взяли достаточно сложный сегмент помощи. Я считаю, что это прекрасно, что мы можем предоставить обделенным детям (которым не дано по жизни то, о чем обычные дети даже не задумываются, не понимая, что они имеют) возможность лучшего образования, чем они получат в детском доме, лучшего проживания, получения профессии, которая будет кормить, и навыков, необходимых для жизни».

Алексей Боков, продюсер, член попечительского совета фонда: «tag3Я искал наиболее эффективные способы помогать и вошел в попечительский совет фонда "Дети наши", когда увидел большой опыт и системный подход. Детский дом — искусственная и замкнутая среда, после которой в большом мире очень непросто. Дети сразу попадают во взрослый мир с его суровыми правилами, и у них нет ни навыков, ни поддержки. Фонд работает над тем, чтобы так не было».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сергей Пискарев, президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), член попечительского совета фонда: «Коллеги предложили поучаствовать, и я присоединился. Если нужно привлечь внимание к деятельности фонда, к идее благотворительности, тогда я об этом говорю. С коллегами иногда обсуждаю».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В. П.: «tag3Еще до создания фонда в компании BBDO была группа сотрудников, которые занимались благотворительностью как волонтеры, ездили в детские дома. Несмотря на очевидные материальные проблемы, уже было понятно и то, что главные сложности у детей начинаются после того, как они выходят в самостоятельную жизнь после интерната.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Организация фонда была связана с необходимостью обеспечивать эту регулярную помощь в виде поддержки работы кружков-мастерских, которые дают возможность ребятам развиваться, получать профессиональные навыки и таким образом находить свой путь в жизни. Также мы обеспечивали базовые нужды в домах ребенка в Нижегородской области. Работая, наблюдая за детьми, общаясь с детьми и с руководством учреждения, мы понимали, какая еще помощь нужна. Поэтому развивались и наши программы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм», член попечительского совета фонда: «tag3Мне раньше казалось, что если будет в благотворительности достаточно спонсоров и достаточно денег, то все будет двигаться. А потом я поняла, что благотворительность — это не деньги, это люди, которые это делают, которые этим живут, которые готовы вкладывать себя в то, чтобы жизнь становилась лучше. Очень их уважаю и ценю».

Павел Каплевич, художник, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ, член попечительского совета фонда: «Я знаю точно, что большое количество людей примкнуло к благотворительности после Щедрого вторника (акция, когда в определенный день люди под хештегом #щедрыйвторник рассказывают всем, какие фонды они поддерживают). Вот такого рода акции очень эффективны оказываются. Когда все тихо и незаметно, все стесняются, это не помогает притоку новых людей в благотворительность».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юлия Васильева, художник, член попечительского совета фонда: «Раньше я считала, что это очень личное, непубличное дело. Но со временем, работая с благотворительностью и с фондами, я поняла, что нужно выходить, нужно об этом говорить, потому что это очень актуально, нужно являться примером. И я считаю, что это важно. Чем больше мы будем об этом говорить, тем быстрее благотворительность станет частью жизни каждого человека».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В. П.: «tag3Со временем в домах ребенка (учреждение для воспитания сирот до трех лет) появилась программа индивидуального волонтерства, когда один подготовленный, специально отобранный волонтер посещает одного конкретного малыша в доме ребенка, обеспечивая тем самым ему возможность привязанности, нарушение которой является самой большой проблемой детей из учреждений.

В детских домах мы стали уделять внимание образованию детей-школьников, давая им возможность посещать репетитора и заниматься профориентацией. Чтобы со временем они выбирали профессию более осознанно и последовательными шагами шли к этому своему осмысленному выбору.

Потом появился проект «Каникулы со смыслом», чтобы образовательный процесс не прерывался на длинные каникулярные периоды, когда детей обычно отправляют в какой-нибудь лагерь, где вся мотивация к образованию и развитию теряется. Мы стали организовывать специальные каникулярные программы, которые помогают поддерживать и мотивацию, и стремление к самостоятельности и учебе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Людмила Баушева, творческий директор Contrapunto, член правления фонда: «За время работы с фондом произошло много событий. Я поняла, что бесполезно приезжать с клоунами, задаривать подарками и уезжать. Надо этих детей либо забирать в семью, что я и сделала, удочерив ребенка, либо делать то, что Элла [Стюарт] когда-то изначально и придумала — адаптировать детей, готовить их к большой жизни».

Игорь Кирикчи, управляющий директор группы компаний BBDO, член правления фонда: «Поскольку фонд "Дети наши" является мне близким в том числе и по работе, — мы бывшие коллеги с теми, кто его создал, — я подключился, начал вникать и открыл для себя удивительную вещь: оказывается, можно помогать разово детям, а можно помогать им системно, то есть не давать им рыбу, а давать удочку и учить рыбачить. Это не значит, что, если появляется какое-то объявление, крик о помощи, я не помогу как смогу. Но когда помогаешь конкретному фонду в системной работе, ощущаешь, что от этого больше пользы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Татьяна Никульшина, медиатренер, член правления фонда: «Когда в это входишь и уже не просто перечисляешь деньги, а видишь детей, видишь, как с ними работают другие люди, ты туда с каждым шажком все глубже погружаешься. В этом нет ничего печального, в этом нет ничего особенного, в этом есть энергия, радость и много-много любви».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В. П.: «Еще один проект - "Будем вместе" — наставничество. Для старших подростков из интернатов мы находим, подбираем, готовим взрослых волонтеров-наставников, которые общаются с одним конкретным ребенком, становятся для него другом из внешнего, не связанного с интернатом мира. Такой человек может стать необходимой опорой для ребят после выпуска.

Со временем выяснилось, что нередко у детей, которые попадают в детские дома, еще не все потеряно в плане их кровной семьи. Прежде чем рассказывать о ребенке потенциальным приемным родителям, мы выясняли, а что, собственно, у него в прошлом. И оказалось, что с бэкграундом ребенка, с уже знакомым ему окружением никто никогда даже не пытался работать. Ребенок попал в детский дом, и его семья, родственники стали персонами нон грата в его жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общаясь, разыскивая родных, нам удалось найти возможность, чтобы нескольких детей забрали в семьи: приемные родители, которые интересовались ими раньше, но в тот момент не смогли их взять; родные дяди и тети, которым не хватало смелости или поддержки, чтобы преодолеть какие-то свои психологические барьеры по отношению к ребенку и к его родителям; и даже родные мамы, которым было рекомендовано отдать ребенка в детское учреждение на год, пока они решат свои проблемы, чаще всего финансовые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работая с детьми и семьями, мы понимаем, что чем раньше мы вмешаемся в сложную ситуацию и сумеем помочь, тем проще будет удержать семейную систему без попадания ребенка в детский дом. Семья под присмотром органов опеки, семья, где есть сложности, находится в фокусе нашего внимания. И мы оказываем ей разную помощь. Далеко не только материальную: наша главная задача — помочь семье найти в себе ресурсы, встать на ноги, взять ответственность за жизнь своих детей в свои руки и научиться справляться самостоятельно».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Евгения Попова, коммерческий директор группы компаний BBDO, член правления фонда: «tag3Мы помогаем этим детям занять определенную позицию в жизни, и это очень здорово. Даже когда они уже покинули детские дома, они могут обратиться в фонд, попросить поддержки, помощи — вот это очень, очень и очень ценно. Потому что у них как не было родителей, так и нет. Будь им 5 лет, будь им 10, будь им 18, и даже когда им 22 и они являются уже студентами какого-то вуза, техникума или уже даже пошли работать. Им все равно иногда нужно обратиться к кому-то».

Анна Медведева, исполнительный продюсер компании Ball-Park, член попечительского совета фонда: «tag3Мне всегда хотелось, чтобы бизнес не только приносил деньги владельцам и зарплаты сотрудникам, но и был еще немножко общественно полезным. Когда я узнала, что есть фонд "Дети наши", мы пообщались с Варей Пензовой и компания стала помогать фонду. Мы делали разные совместные проекты, в частности в Сафоново, разные мастер-классы и акции. Возможностей помогать сейчас много — от труда волонтером до ежемесячных платежей по подписке. Даже 100 рублей в месяц — важная помощь фонду».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В. П.: «Мы не распыляемся и понимаем, что проблем много. Поэтому у нас всего два основных подшефных интерната. Таким образом, мы работаем в небольшом количестве учреждений, но над широким спектром проблем.

Сразу масштабировать это невозможно, это требует огромного количества ресурсов. Так что мы описываем наш опыт и активно тиражируем его, рассказывая о результатах на профильных конференциях, мероприятиях, помогая другим специалистам на местах использовать его в своей работе. Выпускаем методические сборники, пособия — в общем, делимся как можем. Это для тех специалистов в детских учреждениях, в органах опеки, в социально-реабилитационных центрах, которые хотят улучшить свою работу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История с социальным сиротством развивается. Десять лет назад у нас было 700 тысяч сирот в банке данных о детях-сиротах. Сейчас в банке данных сирот в десять раз меньше. Но стало понятно, что этот «бассейн» с детьми нужно не только вычерпывать, но и прекращать поступление детей в этот «бассейн». Причем это еще и гораздо эффективнее: содержание ребенка в детском доме без учета спонсорских вливаний стоит от 300 до 1,5 млн в год, а все выплаты приемным семьям, которые, по мировой практике, являются заменой детским учреждениям, — в разы, в разы меньше. Но даже это стоит государству дороже, чем поддержка кровной семьи на этапе кризисной ситуации, на этапе, когда можно помочь им найти ресурсы, чтобы справиться своими силами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы хотите помочь, возможностей для этого очень много - начиная от репостов новостей фонда в социальных сетях до организации благотворительной ярмарки. Кроме того, фонду необходима регулярная финансовая поддержка, поэтому самые важные пожертвования — пусть небольшие, но не от случая к случаю, а ежемесячные. Они позволяют фонду лучше планировать свою работу и не отказывать в помощи детям из-за того, что деньги неожиданно кончились. На сайте фонда www.detinashi.ru доступны самые разные способы пожертвования – в том числе со счета мобильного телефона, с помощью PayPal , «Яндекс.Деньги», «Сбербанк Онлайн» и терминалов Qiwi. Но лучший способ помочь финансово – подписаться на ежемесячное пожертвование с вашей банковской карты.